Капитан Али Мамедов за долгую зиму соскучился по штурвалу своего теплохода «Иван Купала». Он водит пассажирские корабли по Москве-реке уже больше 11 лет. И не устает любоваться видами столичных набережных, Кремлевских стен и золотых куполов церквей / Фото: Александр Казаков

Отдать швартовы! 22 апреля на Москве-реке стартует пассажирская навигация

Общество
22 апреля в Парке Горького пройдет парад кораблей, знаменующий начало речной навигации. Накануне корреспонденты «ВМ» проверили, насколько суда готовы принять первых пассажиров.

С мостика капитан теплохода «Иван Купала» Али Мамедов громко командует:

— Отдать швартовы!

Рулевой-моторист Максим Завгородний и механик Константин Черноусов подтягивают канаты и убирают трап.

Так с причала Новоспасский мост выходит в свой первый в этом году технический рейс на Москве-реке теплоход «Иван Купала».

Всю зиму судно стояло на ремонте в затоне. Команда перебирала дизели, чинила агрегаты в машинном отделении и проводку. А за месяц до открытия 83-й пассажирской навигации теплоход начали красить, отмывать — наводить лоск.

— Эта посудина на два года старше меня, — говорит капитан Али Мамедов. Самому ему, кстати, 56. Из них 33 года он стоит у штурвала корабля.

И 11 лет ходит по Москве-реке.

— Такая арифметика, — смеется Али, который стал капитаном в 24 года.

Закончив мореходку в Баку, он переехал в Волгоград, где прожил 30 лет.

— Я речной волк. Не могу без реки — хоть режьте. Пробовал, но опять тянет к штурвалу. В 6 лет увидел, как маршируют курсанты бакинского мореходного училища. И начал бредить кораблями.

Я даже дочь Мариной назвал, в честь моря, — добавляет Али и, прислушиваясь, как работает двигатель, одобрительно кивает головой.

В рубке почти нет лишних предметов. На стенах: хронометр, барометр, кренометр и бинокль.

Его племянник — тоже Али — мечтает стать штурманом, как дядя.

— На, постой у штурвала, — зовет Али своего 20-летнего помощника. Он, в отличие от дяди, держит штурвал осторожно.

Справа на чистой речной глади «вырос» буй, показывающий кромку судового хода. А за ним одинокий буксир.

Сейчас на реке очень мало теплоходов. Но скоро начнется настоящий аншлаг. Особенно на 9 Мая, когда москвичи и гости столицы захотят смотреть салют с воды.

— В сезон на реке много судов, большая конкуренция. Как-то на участке в 5 километров одновременно находился 51 теплоход. Получается такая вот речная «пробка». Это очень опасно, особенно, когда капитаны-новички начинают «подрезать» друг друга, — говорит Али, вспоминая прошлогоднюю историю, случившуюся с ним недалеко от Большого Каменного моста. Соседний теплоход не захотел уступить дорогу, выйдя «на встречку».

— Сработало чутье. Я врезал полный ход, повернул штурвал и дал команду «стоп машина» — иначе бы столкнулись, — вспоминает Али.

За окнами меняется пейзаж.

И панорама Кремля уступает место зелени Воробьевых гор.

— Красиво, да? — мечтательно произносит Али. — Но мое самое любимое место — участок между 8-м и 7-м шлюзами. Это район Алых парусов, дальше Живописного моста.

Жаль, что ходим туда нечасто.

Кстати, следующая остановка — Северный причал Лужников. Готовьтесь, будем швартоваться.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Кирилл Евдокимов, президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота:

— В 2015 году по Москве-реке прокатились примерно 1,2 миллиона человек. Сейчас мы ориентируемся на цифру 1,4 миллиона. А в перспективе должны дойти до трех. В 2016 году перевозки будут осуществлять около 100 судов пятнадцати судовладельцев. Это хорошо для конкуренции и заставляет улучшать сервис.

Андрей Андросов, главный инженер ФГБУ «Канал имени Москвы»:

— Все наши службы к навигации готовы, начинаем устанавливать судоходные знаки на Москве-реке. Закрытие сезона планируется на 10–17 ноября.

В этом году уделяется особое внимание безопасности: на пристанях устанавливают досмотровые рамки.

  

amp-next-page separator