Российский университет дружбы народов. Студент факультета экономики Чжоу Юйчень (слева) и студентка факультета русского языка Хе Цзиюй (справа) / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Китайская грамота. Гостей из Поднебесной удивила оснащенность наших школ

Общество
16 марта в столичном Технопарке состоялась международная конференция, посвященная сотрудничеству России и Китая в сфере образования. «ВМ» посетила международный форум.

Несмотря на подчеркнуто строгое название «Международная конференция: перспективы сотрудничества образовательных систем России и Китая», мероприятие прошло в чрезвычайно дружелюбной и непринужденной атмосфере. Все собравшиеся практически в унисон утверждали главное — сегодня российско-китайские отношения находятся на беспрецедентно высоком уровне. Помимо чиновников и журналистов на конференции присутствовало большое количество московских учителей, директоров школ, преподавателей столичных вузов. К встрече с партнерами наши педагоги отнеслись с интересом. Но без подобострастия.

— Даже не сомневайтесь в том, что наши китайские друзья не меньше нас заинтересованы в серьезном сотрудничестве, — улыбнулась, услышав вопрос журналиста «ВМ», преподаватель английского языка столичной школы № 1298 Татьяна Денисова. — Недавно делегация преподавателей из Китайской Народной Республики (КНР) посетила нашу школу. Они были в восторге от нашего инженерного класса, кружка робототехники, от наших интерактивных уроков иностранных языков. Но и нам очень многое интересно в китайской системе образования. Так что речь идет именно о равном обмене.

Эта конференция оказалась непохожей на официозные мероприятия. Традиционно закрытые, китайцы подчеркнуто дружелюбно улыбались, старались говорить по-русски. Наши не отставали.

— Наши страны связывает давнее и плодотворное сотрудничество в сфере образования, — заявила начальник управления Рособрнадзора Юлия Лях. — По всей России более сотни школ уже преподают китайский язык. Это более 17 тысяч школьников. Уже сегодня между нашими странами налажено более 900 партнерских связей в сфере образования, и это число будет расти. Ресурсов для этого у нас и наших партнеров хватит. Китайская сторона также выразила большой интерес к развитию связей в сфере образования. Еще бы, ведь наука — это, как говорят дипломаты, «золотой мост» в добрососедских отношениях между странами.

— К 2020 году мы планируем увеличить обмен нашими студентами до 100 тысяч человек в год, — пообещал собравшимся на хорошем русском языке советник — посланник по делам образования посольства КНР в России Чжао Гучен. — Сейчас это число составляет более 70 тысяч студентов. А если говорить о студентах, которые учатся постоянно в странах пребывания, то в России учатся 22 тысячи китайцев, а в КНР около 20 тысяч российских студентов.

МГУ и Пекинский политехнический университет запускают совместный университет в Шеньчжене. Уже осенью там начнут учиться первые студенты из Китая и России.

— Наше сотрудничество носит не только лингвистический характер — китайские ученые совместно с ребятами из «Бауманки», — название МГТУ им. Баумана господин Гучен произнес с особенной любовью, — уже работают над проектом скоростной железнодорожной трассы между Москвой и Казанью.

А исполнительный секретарь «Недели обмена в сфере образования Китай–АСЕАН» Лю Баоли заявил об учреждении стипендий для российских студентов, которые пожелают учиться в вузах КНР. И заверил — наших студентов китайские преподаватели обожают.

В завершение конференции представители китайской стороны вручили приглашенным на мероприятие московским студентам и школьникам 100 образовательных грантов на обучение в 34 ведущих вузах Китая по программе China Campus Network (ССN). Кроме того, CCN и московские школы подписали ряд соглашений о сотрудничестве.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Антон Молев, Председатель комиссии Мосгордумы по образованию:

- Московское образование в системе российского образования занимает особенное место; это лидер, определяющий вектор и перспективы развития будущего. Москве не имеет смысла в значительной степени соревноваться со своими коллегами из других регионов России, а вот соизмерять свои подходы к образованию и результаты с тем, что есть в других крупных мегаполисах мира, вполне. Кроме того, у наших образовательных организаций есть богатый опыт, основанный на долгих традициях. Это и программы взаимного обмена, и различные педагогические практики, которые сегодня развиваются интенсивно.

amp-next-page separator