Алексей Баталов: Я рассказал свою жизнь простым языком. «ВМ» публикует последнее интервью легендарного актера
Полная версия интервью публикуется впервые. Кстати, новая книга легендарного артиста, кумира многих поколений Алексея Баталова «Сундук артиста» была раскуплена за несколько месяцев продажи, и готовится к выходу второе издание. Алексей Владимирович вырос в окружении великих писателей и поэтов: Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака и многих других. Анна Андреевна, будучи близкой подругой его мамы – актрисы Нины Ольшевской, месяцами жила в легендарной квартире на Ордынке. В интервью «ВМ» Алексей Баталов рассказал о создании автобиографической, самой личной и во многом семейной книги, над которой работал в течение четырех лет.
- Алексей Владимирович, почему назвали книгу «Сундук артиста»? Сундук – символ, образ, метафора?
- С удовольствием отвечу «почему»? Во-первых, сундук – реально существующий предмет, с которым цирковые артисты странствовали по миру. Более того, такой сундук, с которым ездила на гастроли всю свою профессиональную жизнь моя жена – артистка цирка Гитанна Леонтенко, стоит у нас дома. Его подарила мне моя теща – Гитана Георгиевна, тоже артистка. Обратите внимание, что согласно цирковой традиция, мама – Гитана, а дочь – Гитанна (с двумя нн). Сундук – главный герой книги. В нем – наше «все».
- В сундуке - приданое жены?
- Сундук я заслужил у тещи за то, что под ее руководством научился скакать на лошади, ходить по канату. Кстати, эти навыки мне нужны были для роли в фильме «Три толстяка». Сундук – ведь цирковой, и чтобы стать его владельцем, мало жениться на артистке цирка, нужно самому быть артистом цирка. И я мог бы выступать в цирке, потому что оказался способным учеником. Теща меня хвалила. Цирк стал частью моей души.
- Значит, сундук – дамский, а артист – мужского рода. О ком книга – о вас, жене или актерской судьбе в принципе?
- Что вы, милая, какой же он – дамский? Никакой сундук – не дамский. Высота сундука – половина роста высокого мужчины. Большой-большой, толстый сундук. По всей нашей огромной России и миру возился этот сундук с костюмами, в которых выступала моя жена. В нем было все – буквально. Изречение древнегреческого мудреца Бианта: «Все мое ношу с собой» очень подходит к артистам цирка. Причем моя жена еще с детства гастролировала с этим сундуком. Когда мы с Гитанной познакомились и полюбили друг друга, я все время ждал ее дома, скучал, а она была в разъездах. Цирк работает круглый год, без каникул, до тех пор, пока в него ходит публика. Раньше цирковые артисты уезжали из того или иного города только тогда, когда их представление посмотрели все интересующие жители, и уже тогда переезжали в соседний город. Представляете, сколько нужно дать представлений, чтобы удовлетворить всех жителей? С сундуком связана вся творческая биография моей жены, следовательно, и большая часть моей жизни. К тому же я – артист, и владею этим сундуком. Я – хозяин большого сундука.
- Любите старину?
- Почему вы думаете, что сундук – старый, старомодный, некий архаизм? Между прочим, сундуки еще остались у цирковых артистов. А я ездил на гастроли с маленьким чемоданчиком. Но разве мог назвать книгу «Чемодан артиста»? В сундуке есть тайна, загадка, судьба и много всего смешного, увлекательного. Во многом книга родилась из слова – «сундук». У меня был мысль назвать книгу «Сундук гастролера», но решил, что артист – более точное и лаконичное определение. Я – не любитель старины в обыденном смысле слова, но я не прочь предаться воспоминаниям о старине.
- Прошлому предпочитаете будущее?
- Разумеется. Всегда жил ощущением новой роли, новой встречи с хорошим автором, режиссером. И я десятки лет проработал со студентами во ВГИКе. Не поверите, но я – большой любитель всего нового, передового, даже модного.
- Возможно, в сундуке вы храните и свои памятные вещи?
- На дне этого сундука моя главная реликвия – золотое кольцо с зеленое эмалью и белой чайкой, которое Станиславский подарил моему дяде – артисту Московского Художественного театра Николаю Баталову, а мне его подарила моя тетя, после того, как дяди не стало (он умер от туберкулеза в 37 лет) - его жена – актриса Ольга Андровская. Ольга Николаевна очень любила меня, и наградила меня этим украшением, которое Станиславский заказал у ювелира в честь первого спектакля с участием моего дяди «Зеленое кольцо» по произведению Зинаиды Гиппиус. Все-таки удивительно, что режиссер делал такие подарки (а он делал всем достойным) артистам, с которыми работал, и на свои деньги. Станиславский был богатым человеком. На свои деньги создавал общедоступный театр Московский Художественный.
- Вы писали книгу пером, ручкой, на печатной машинке или на компьютере?
- Моя дорогая, я стал писать книги после того, как перестал сниматься в кино и гастролировать. Я – артист, а не писатель. Эту книгу надиктовывал своему другу – Владимиру Иванову, а он все записывал, - вот такой я эгоист. Использовал своего доброго друга. Мы сидели с ним сидели, вспоминали, воскрешали древние времена, и разглядывали мой сундук, - и так четыре года. Говорят, что книгу хорошо покупают. Я пытался рассказать о своей жизни, о близких людях, о двух дочерях – Надежде и Марии, - простым ясным языком. Я – большой почитатель простоты и ясности мысли и слога.
- Алексей Владимирович, с 1975 года вы преподаете во ВГИКе, за это время выпустили семь актерских мастерских, а в последнее время вы – художественный руководитель актерского факультета. Есть ли принципиальные различия актеров нового поколения и актеров старой школы?
- Моя жизнь во ВГИКе – это уже моя другая жизнь, о которой в книге нет ни слова. Возможно, будет еще книга – о моей педагогической деятельности. Что касается вашего вопроса, то в двух словах на него не ответить. В корне изменилось отношение к кинематографу, и сегодня оно не такое серьезное, как было во времена моей активной профессиональной жизни. Телевидение отодвинуло большое кино на второе место, и это – факт. Так что герой Родиона Нахапетова нашего любимого фильма «Москва слезам не верит», в котором мне посчастливилось сниматься, оказался прав: «Телевидение - сегодня главное искусство». На мой взгляд, царство телевидения влечет за собой неизбежную потерю качества во всем, и в сценарии, и в режиссуре, и в актерской игре, и в операторском искусстве. В последние годы я разочаровался в телевидении.
- Вспоминаете своих партнеров? Фильмы со своим участием пересматриваете?
- Конечно, я вспоминаю и фильмы, и партнеров, и режиссеров, и города, в которых снимался, и при случае, пересматриваю. Правда, теперь берегу зрение, которое слабеет с каждым днем. Для меня потеря зрения – огромное несчастье. Я очень люблю читать. Возможно, литературу люблю больше кино?
- Алексей Владимирович, вы создали в кино галерею русских интеллигентов. Последний из них – слесарь Гоша в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Что отличает русского интеллигента?
- Если заявить, что слесарь Гоша – последний русский интеллигент, можно нарваться на скандал. А если серьезно рассуждать на тему русской интеллигенции, то придется впутываться в длинный и, по большому счету, дурацкий разговор, которому нет конца и края. Сегодня интеллигент – исчезнувший вид. Тема «русской интеллигенции» - утонувшая тема. Остались люди со свойствами, присущими интеллигентному человеку, и это уже радует. Самая большая потеря современности – потеря интеллигенции.
АЛЕКСЕЙ БАТАЛОВ. АРТИСТ, НЕ ИМЕВШИЙ ПРОХОДНЫХ РОЛЕЙ
Алексей Баталов - принадлежит к редкому числу актеров, которые став полпредом своего поколения, изменили наше представление о национальном герое.
Он родился в замечательной артистической семье, вокруг всегда существовала уникальная питательная среда.
Племянник знаменитого артиста Николая Баталова, сыгравшего в фильмах "Путевка в жизнь" и "Мать", сын мхатовских актеров Владимира Баталова и Нины Ольшевской, он с пяти лет рос в доме Виктора Ардова. Этот писательский дом активно посещали Шостакович, Олеша, Булгаков, Светлов, Раневская, Мандельштам, Зощенко. Юный Алексей дружил с Анной Ахматовой и даже однажды нарисовал ее портрет. Будучи окружен людьми творческими, по большей частью - артистами, он мало сомневался в своем будущем пути. Поступив в Школу-студию Художественного театра, он на экране появился уже в шестнадцать в фильме "Зоя". (далее..)
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ
Владимир Путин, Президент РФ:
- Уважаемые Гитана Аркадьевна и Мария Алексеевна, С глубоким прискорбием узнал о кончине Алексея Владимировича Баталова. Отечественная культура понесла тяжелую, невосполнимую утрату. Ушел из жизни великий русский актер и настоящий мастер, человек удивительного таланта и обаяния. Его щедрое дарование, беззаветное служение избранному делу, истинная интеллигентность и внутреннее достоинство снискали ему высочайшее профессиональное признание и огромную, непреходящую любовь зрителей. Алексей Владимирович прошел большой, насыщенный жизненный путь, оставил богатое творческое наследие, целую плеяду учеников и последователей. Светлая память о нем навсегда сохранится в наших сердцах. Примите мои искренние соболезнования, слова поддержки и участия. (подробнее..)
Сергей Собянин, мэр Москвы:
- С глубокой скорбью узнал о кончине всенародно любимого артиста Алексея Владимировича Баталова. Ушел из жизни выдающийся актер и педагог, Мастер с большой буквы, который внес огромный вклад в развитие искусства, являлся образцом интеллигентности и благородства. Замечательные и глубокие фильмы с участием Алексея Владимировича стали классикой отечественного и мирового кино. А картина «Москва слезам не верит» для нескольких поколений зрителей остается лучшей кинолентой о москвичах. За десятилетия преподавательской деятельности профессор Алексей Баталов подготовил целую плеяду талантливых актеров, приумножающих традиции российского кинематографа. Светлая память об Алексее Владимировиче Баталове навсегда сохранится в сердцах его коллег, друзей, учеников и многочисленных поклонников. (подробнее..)
ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ: С БАТАЛОВЫМ СЪЕМКА ШЛА ЛУЧШЕ
О работе с Алексеем Баталовым на съемках знаменитой «оскароносной» картины «Москва слезам не верит» «ВМ» поговорила с режиссером-постановщиком фильма Владимиром Меньшовым.
Мое общение с Баталовым и выбор именно его на роль Гоши в фильме «Москва слезам не верит» стало судьбоносным. Причем сперва Баталов отказался — помню, я ему позвонил, и он ответил вежливым таким отказом. Мол, болен, очень занят и так далее, и тому подобное. Но потом, внезапно, после прочтения им сценария, уже часов в 11 вечера, даже ближе к полуночи, он сам мне перезвонил — «Да гори оно все синим пламенем, буду у вас сниматься!» (далее..)
РОДНЫЕ ПЕРСОНАЖИ
Алексей Баталов сыграл в 76 фильмах и сериалах. Его персонажи всегда отличались честью и невероятной широтой души. «ВМ» вспомнила самые известные и популярные роли этого великого актера.
«Летят журавли» (1957 год)
В центре киноповести трагическая история влюбленных Бориса и Вероники, которых война разлучила.
«Москва слезам не верит» (1979 год)
В фильме он сыграл слесаря с золотыми руками Георгия Иваныча (он же Гога, он же Гоша, он же Юрий).
«Дело Румянцева» (1955 год)
В этом фильме Баталов сыграл честного шофера-дальнорейсовика Сашу Румянцева.
«Три толстяка» (1966 год)
Фильм-сказка о ловком канатоходце Тибуле, борющемся против тиранов — трех Толстяков.
«Девять дней одного года» (1961 год)
Ученый-ядерщик Дмитрий Гусев возглавляет научный эксперимент, рискуя собственной жизнью.