О походах ваших, о боях с врагами... Лучшие песни военных лет
«Священная война» (слова — Василий Лебедев-Кумач, музыка — Александр Александров)
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Текст этой песни был опубликован спустя всего два дня после начала Великой Отечественной войны, 24 июня 1941 года. «Священную войну» впервые исполнили на Белорусском вокзале 26 июня. Из-за чрезмерно трагичного звучания песня широко не исполнялась до октября. 15-го числа фашисты захватили Калугу, Ржев и Калинин (ныне — Тверь). С этого дня «Священная война», сочетающая грозную поступь марша и мелодичную распевность, стала звучать по всесоюзному радио каждое утро, сразу за кремлевскими курантами.
«Двадцать второго июня, ровно в четыре часа» (слова — Борис Ковынев, музыка — Ежи Петерсбурский)
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война…
Песня появилась сразу после начала войны, в период с 22 июня по 29 июля 1941-го и мгновенно распространилась по всей стране.
«Смуглянка» (слова — Яков Шведов, музыка — Анатолий Новиков)
Как-то летом на рассвете
Заглянул в соседний сад,
Там смуглянка-молдаванка
Собирает виноград.
Я бледнею, я краснею,
Захотелось вдруг сказать:
«Станем над рекою
Зорьки летние встречать».
«Смуглянка» как часть сюиты Новикова и Шведова, посвященной революционеру и участнику Гражданской войны Григорий Котовскому, была написана еще до войны, в 1940-м. Но не исполнялась. Вспомнили о ней спустя четыре года — Новиков показал «Смуглянку» в числе других песен руководителю Краснознаменного ансамбля Александру Александрову, который планировал новую программу для своего коллектива. Песня ему понравилась, хор и солисты тут же начали ее разучивать. Впервые ансамбль исполнил эту песню в 1944 году в Концертом зале имени Чайковского. Концерт транслировали по радио, благодаря чему ее услышало много людей. «Смуглянку» подхватили на фронте и в тылу.
Песня является «визитной карточкой» фильма «В бой идут одни "старики"» Леонида Быкова, вышедшего на экраны в 1974 году.
«В землянке» (слова — Алексей Сурков, музыка — Константин Листов)
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза…
После начала войны журналист и поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом «Красноармейской правды». Конец осени 1941-го. Стрелковая дивизия 16-й армии, оборонявшая подмосковную Истру, получила наименование 9-й гвардейской — и Политуправление Западного фронта пригласило корреспондентов газеты осветить это событие. Поехал и Сурков. В конце ноября они посетили штаб дивизии, затем отправились на командный пункт 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка, который находился в деревне Кашино. Прибыли. Оказалось, что командный пункт отрезан от батальонов одной из танковых дивизий врага, а к деревне подходит фашистская пехота. Из-за обстрела журналисты и офицеры засели в блиндаже. Прорваться удалось благодаря начальнику штаба капитану Величкину, который пополз к занятым немцами домам, закидывая противника гранатами. Вражеский обстрел был ослаблен. Удалось пройти минное поле, переправиться через реку по тонкому ноябрьскому льду. Под обстрелом. Добравшись до деревни Ульяшино, в которой стоял советский батальон, Сурков увидел, что вся его шинель посечена осколками. «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти — четыре шага», — сказал он тогда.
В деревне штабистов и корреспондентов разместили в землянке. Величкин уснул после второй ложки супа — не отдыхал четыре дня. Кто-то сидел у печки, играл на гармони. Сурков же делал наброски для репортажа. А получались — стихи. По возвращении в Москву он завершил свое стихотворение «В землянке». Музыка была написана зимой 1942-го.
«Давай закурим» (слова — Илья Френкель, музыка — Модест Табачников)
Теплый ветер дует.
Развезло дороги.
И на Южном фронте
Оттепель опять.
Тает снег в Ростове,
Тает в Таганроге.
Эти дни когда-нибудь
Мы будем вспоминать.
Осень 1941-го. На Южном фронте рано выпал снег, а потом неожиданно потеплело. Раскисшие дороги, грязь. В это время советские войска нанесли контрудар под Ростовом-на-Дону, в результате которого в конце ноября город был освобожден. Фашистские войска потерпели первое крупное поражение, их отрезали от кавказской нефти.
Стихотворение Френкеля «Давай закурим!» было опубликовано 22 января 1942-го.
«Огонек» (слова — Михаил Исаковский, автор музыки неизвестен)
На позиции девушка
Провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Все горел огонек…
19 апреля 1943 года было опубликовано стихотворение Исаковского «Огонек». Музыку к нему сочиняли многие композиторы, однако автор той, что обрела популярность, — неизвестен. Впервые песня с этой мелодией прозвучала в 1947 году. Исполнил ее Владимир Нечаев. На грампластинкам указывалось: слова — Исаковский, музыка — народная.
«Мы, друзья, перелетные птицы» (слова — Алексей Фатьянов, музыка — Василий Соловьев-Седой)
Первым делом — самолеты...
Ну а девушки?
А девушки — потом!
Песня звучит в фильме «Небесный тихоход» режиссера Семена Тимошенко, выпущенном в 1945 году.
«Синий платочек» (слова — Яков Гольденберг, музыка — Ежи Петерсбурский)
Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч…
Музыка была написана в минской гостинице «Беларусь» в 1940-м году. Потом ее услышал поэт, драматург Гольденберг и написал к ней слова. Песня быстро стала шлягером. Существует несколько десятков текстовых версий и переделок на мотив этой песни, но навсегда сохранились в народной памяти строчки — «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа».
«Темная ночь» (слова — Владимир Агатов, музыка — Никита Богословский)
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь…
Песня была написана в 1943 году для кинофильма «Два бойца» режиссера Леонида Лукова. Во время съемок он столкнулся с трудностью — не получалось убедительно снять кадр с написанием солдатом письма. И тут возникла мысль, что решить эту сцену может помочь песня. Севший за рояль Богословский почти сразу предложил мелодию. Стихи к ней тоже сочинили довольно быстро. После этого обратились к Марку Бернесу, записали фонограмму. На следующий день эпизод был снят. Главный герой картины Дзюбин — Бернес — поет ночью под гитару во фронтовой землянке.
«Эх, дороги…» (слова — Лев Ошанин, музыка — Анатолий Новиков)
Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги,
Да степной бурьян.
Знать не можешь
Доли своей.
Может, крылья сложишь
Посреди степей…
Песня была написана для театрализованной программы «Весна победная» в 1945-м году, уже после войны. К празднику 7 ноября программу задумал и осуществил режиссер Ансамбля песни и пляски войск НКВД Сергей Юткевич.
«Журавли» (слова — Расул Гамзатов, музыка — Ян Френкель)
Мне кажется порою, что солдаты
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса…
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем глядя в небеса…
Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихотворение «Журавли» по-аварски. Тема была навеяна посещением в Японии памятника Садако Сасаки, которая страдала от лейкемии после атомного взрыва в Хиросиме. В Азии существует поверье: желание человека исполнится, если он сложит из цветной бумаги тысячу журавлей. Девочка надеялась, что сможет вылечиться, если сделает это.
По пути из Японии в СССР Гамзатов думал об умершей матери, о старшем брате, погибшем в боях под Севастополем, другом брате - пропавшем без вести моряке… Вспоминал других близких людей, погибших в годы войны.
Стихотворение «Журавли» изначально было несколько иным:
Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей.
Строчки перевел известный переводчик восточной поэзии Наум Гребнев. В 1968 году стихотворение было опубликовано. Увидевший его Марк Бернес позвонил Гребневу и сообщил, что хочет сделать песню. Они сразу же обсудили некоторые изменения в тексте, и слово «джигиты» затем было заменено на «солдаты». Впоследствии Расул Гамзатов отметил, что это расширило адрес песни.
Запись песни «Журавли» состоялась 8 июля 1969 года и стала последней в жизни Бернеса. В то время он уже тяжело болел. 16-го августа его не стало.
«Нам нужна одна победа» (слова и музыка — Булат Окуджава, оркестровую версию записал Альфред Шнитке)
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы к плечу плечо
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех — мы за ценой не постоим.
Булат Окуджава написал эту песню для фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», вышедшего на экраны в 1970 году. В картине ее поет сестра милосердия Рая, роль которой исполнила Нина Ургант. В финале музыкальная тема повторяется без слов — в оркестровой аранжировке.
«Вечный огонь» (слова — Евгений Агранович, Музыка — Рафаил Хозак)
От героев былых
времен
Не осталось порой
имен
Те, кто приняли
смертный бой,
Стали просто землей,
травой.
Только грозная
доблесть их
Поселилась в
сердцах живых.
Этот вечный огонь
Нам завещано одним
Мы в груди храним.
Песня была написана специально для фильма «Офицеры» режиссера Владимира Рогова. Впервые ее исполнил Владимир Златоустовский в 1971 году.
«День Победы» (слова — Владимир Харитонов, музыка — Давид Тухманов)
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, -
Этот день мы приближали как могли.
Песня была написана для конкурса на лучшее произведение о Великой Отечественной войне в 1975 году. Но она не только не стала призером, но и некоторое время не звучала ни на радио, ни на телевидении. Корифеи посчитали, что Тухманов слишком молод и не может соответствовать статусу автора произведения государственного масштаба. Критиковали и музыку — в ней услышали синкопы и элементы не то фокстрота, не то танго.
В прямом эфире песня впервые прозвучала в ноябре 1975 года. На концерте, посвященном Дню милиции, ее исполнил Лев Лещенко.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Антонов, советский и российский композитор, эстрадный певец:
— Моя самая любимая песня военных лет — «Темная ночь», написанная в 1943 году композитором Никитой Богословским, слова поэта Владимира Агатова. Это самая душевная и лиричная песня войны. Наверное, она и самая лучшая — как я считаю. Может быть, потому, что я был лично знаком с Никитой Богословским, может быть, на меня произвело первое исполнение этой песни — ее поет актер Марк Бернес в кинофильме «Два бойца». Фильм снимался в 1943 году на Ташкентской киностудии, где находились в эвакуации многие артисты.
Елена Камбурова, певица:
— Моя самая любимая песня — «Соловьи». «Соловьи, соловьи не тревожьте солдат...». Она объемная, очень красивая мелодия и, как сказать... Она очень трогательная, щемящая. Поют шальные соловьи — невероятно, конечно. А потом очень люблю песни Окуджавы, которые он посвятил войне. Такие, как «Простите пехоте», «До свидания, мальчики». Сейчас артисты перепевают военные песни, и я к этому отношусь хорошо — но — смотря как перепоют. Сколько проходит времени и, если соблюдается традиция пения за столом, то поют именно военные песни. В этих песнях военных, которые я люблю, нет парадности, в них больше человечности и соединение с душой тех, кто воевал, и сочувствие воинам.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ