Можно ли разглядеть в своем ребенке «керченского стрелка»
Когда-то мы и представить себе не могли, что подобная трагедия станет и нашей бедой… Писать об этом по свежим следам трудно — слишком больно. Но сегодня у общества одна задача — защитить себя и детей от возможных повторений кошмара. Да, мы о стрельбе…
— Вы правы, — говорит психолог Владимир Ковалев, — сейчас все силы должны быть направлены на то, чтобы минимизировать риски в этом смысле. Но тут одно государство не справится с задачей, это факт. Я считаю, что, когда школа перестала отвечать за воспитание, все беды и начались. Сейчас на уроках дети позволяют себе говорить, а учителя не могут, не рискуют им возражать. Это что, норма? Зато очень западный стиль!
Хроника трагедий
Родоначальницей «стрелкового» кошмара была Америка.
В 1998 году в школе «Уэстсайд» в Арканзасе два ученика застрелили четырех школьников и учительницу. Нападавшим мальчикам было всего по 13 лет. Причем сначала они как-то заставили сработать пожарную сигнализацию, а потом били прицельно.
Арканзасская история будто открыла ворота в ад. Следующий кошмар случился в апреле 1999 года в школе «Колумбайн» в Колорадо. Статистика: двое молодых людей (18-летний Эрик Харрис и 17-летний Дилан Клиболд) застрелили 13 человек и ранили еще 37, после чего покончили с собой.
21 марта 2005 года 16-летний Джеффри Уиз, учащийся школы «Ред Лейк» (из индейской резервации в штате Миннесота) застрелил деда-полицейского и его подругу, а затем с оружием деда в руках пришел в школу, убил еще семь человек и ранил пятерых. После ранения покончил с собой.
В 2006 году в коммуне амишей (консервативное религиозное движение) водитель, развозивший прежде молоко, некто Чарльз Карл Робертс, сначала взял в заложники 10 учениц школы (6–13 лет) и учительницу. Пятерых девочек убил, остальных ранил и также покончил с собой. В предсмертной записке он сознавался в изнасилованиях, причем исключительно несовершеннолетних. Этот случай несколько выпадает из череды «школьных», хотя жертвами этого человека также стали школьницы.
Спустя два года, в апреле 2007 года, студент-кореец Чо Сын Хи в штате Вирджиния застрелил из нескольких пистолетов 32 и ранил еще 25 человек и также покончил с собой. Было известно, что у этого 23-летнего студента шизофрения, а в своем видеообращении он сравнивал себя с Христом.
После небольшой паузы, в 2008 году, бывший студент Университета Северного Иллинойса Стив Казмерчак открыл огонь по студентам и преподавателям, убив пятерых. Он также свел счеты с жизнью.
В 2012 году в апреле и декабре произошло сразу два трагических случая. Сначала в Калифорнии 43-летний кореец Уан Ко открыл беспорядочную стрельбу в аудитории, погибло семь иммигрантов из разных стран мира. Позже сдавшегося полиции убийцу признали невменяемым. А уже в декабре открыл стрельбу страдавший легкой формой аутизма Адам Лэнза. Он стрелял в начальной школе. Убив перед своей «акцией» мать, Адам лишил жизни двадцать детей (5–10 лет) и шестерых взрослых, после чего также покончил с собой.
В 2015 году в штате Орегон в результате стрельбы по сотрудникам учебного заведения и студентам 26-летний Крис Харпер Мерсер убил 10 человек, несколько человек ранил и был застрелен сотрудниками полиции. По некоторым данным, он был религиозным маньяком. А в феврале текущего года бывший ученик школы во Флориде Николаз Круз, изгнанный незадолго до этого из заведения за плохое поведение, расстрелял 17 человек, еще 14 человек были отправлены в больницы с ранениями.
«Хорошими делами прославиться нельзя?»
— Вопрос о феномене школьных стрелков очень сложен, — рассказывает психолог Владимир Ковалев. — Он достаточно плохо изучен, хотя после распространения этого явления многие специалисты ломали над ним голову. Ну, попробуем порассуждать, даже просто опираясь на перечисленные случаи. Первое. Если вы обратите внимание, основная часть трагедий все же приходится на весну и осень. Это время классических обострений психики. И если какой-то «червячок» психику подтачивает, то имеются все шансы на то, что «бомба» однажды рванет. В перечисленных случаях есть откровенные отсылы к медицине: один парень был аутистом, другой страдал шизофренией, третий имел явные сексуальные отклонения. Легче от этого не становится, но все же… Другое дело, что почти во всех этих случаях все-таки, кроме разве что последнего, преступления совершали не какие-то всем известные отъявленные отморозки, хулиганы, «школьные бандиты». Это почти всегда те, кто ничем особенным не выделялся из толпы. Можно лишь предположить, что за бури бушевали в их душах!
Недополучение внимания дома и в школе, внешняя неброскость, какая-то ущемленность в чем-то — тут все могло сработать, в какой-то момент объединившись, завязавшись в гордиев узел. И тогда оставалось ждать лишь последней капли, а ей могло стать все что угодно — насмешка девочки, которая втайне нравилась, замечание учителя, пренебрежение одноклассников.
Обратите внимание, почти во всех случаях преступление не носило спонтанного характера, к нему готовились определенным образом, — замечает Владимир Ковалев. — Вынашивали план. Так и «керченский стрелок» действовал обдуманно и, судя по всему, имел в голове выстроенный план действий: приобрел (или не приобрел, сведения противоречивы) разрешение на оружие, запасался патронами, проносил в колледж взрывчатку. Он вынашивал план мести, но мести не личной кому-то, а обществу. За что? Это главный вопрос. Конечно, скорее всего, за какую-то свою несостоятельность, некрутость в чем-то. На его футболке было написано «Ненависть». Ненависть ко всем.
Чего он хотел добиться? Не знаю. Войти в историю хотя бы чем-то, прославиться хоть так? Не исключено. Показать, что он ярче всех? Возможно, если он втайне считал себя человеком особенным, а в школе этого не видели, не замечали, не хотели признавать. Причем, скорее всего, он ничего не делал для того, чтобы его вдруг начали ценить. Это такой тихий омут, под гладью которого бушевали неведомые страсти. Примечательно, что девочка, игравшая с этим парнем в «Майнкрафт», почти его не запомнила и давала ему определение «он никакой». Вот в чем ужас: люди вспыльчивые, шумные, звучные редко идут на такие преступления, они могут покричать, попылить, но не планируют своих вспышек заранее. А «тихие омуты» очень даже планируют. В их душах происходит постоянная работа, они копят свою обиду на человечество.
«Школьные» трагедии в России
Трагедия в Керчи заставляет вспомнить другие российские случаи. К нам беда пришла позже, чем в Америку.
В 2014 году 3 февраля в школу № 263 района Отрадное пришел с ружьем десятиклассник Сергей Гордеев. Он убил учителя географии, ранил одного полицейского и убил другого. Ныне проходит принудительное психиатрическое лечение.
Затем 5 сентября 2017 года в Ивантеевке в школе № 1 старшеклассник открыл стрельбу в классе и напал на учительницу с кухонным топориком. Трое учащихся выпрыгнули из окна, один получил перелом, учительница получила черепно-мозговую травму. Подростка экспертиза признала вменяемым.
Настоящим кошмаром стал январь текущего года. Тогда подряд произошли шокировавшие всех трагедии. 15 января в школе № 127 Мотовилихинского района Перми учащийся десятого класса и его несовершеннолетний знакомый нанесли ножевые ранения девяти ученикам и учительнице, ранили друг друга и были госпитализированы. Один из нападавших в июле 2018 года был признан психически больным и направлен на принудительное лечение.
А 19 января 2018 года в школе № 5 в поселке Сосновый Бор (Бурятия) подросток напал с топором на учеников и учительницу, а также попытался поджечь здание. Педагог и шесть детей получили ранения. 15-летний нападавший предпринял попытку самоубийства. Ему и двум его предполагаемым соучастникам (14 и 15 лет) предъявлены обвинения.
18 апреля в школе № 1 города Стерлитамака (Башкирия) 17-летний ученик коррекционного класса ранил канцелярским ножом одноклассницу и учительницу информатики и пытался устроить поджог. Одна школьница, спасаясь, выпрыгнула из окна, в больнице оказались трое пострадавших и сам нападавший, который спустя двое суток был арестован по обвинению в покушению на убийство.
«Червоточинка» была
…Некоторое время назад, обсуждая сериал «Метод», известный психолог, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой клинической, нейро- и патопсихологии Института психологии имени Л.С. Выготского Андрей Жиляев рассказывал «Вечерке», в чем была одна из скрытых ошибок сериала. Позволим себе процитировать то, что сказал тогда эксперт. Подчеркнем, мы с Андреем Геннадьевичем говорили не конкретно о «Методе», а в целом о жестокости и природе маньячизма применительно к теме фильма. И Жиляев указал: «В одном из недавних сериалов про маньяка речь шла о злобном неказистом очкарике. Он влюбился в девушку, игравшую на улице на аккордеоне. А когда ему казалось, что к ней кто-то не почтителен, он убивал обидчиков. Внешняя канва была проста: он восстанавливал справедливость. Но маньячество не рождается из события, оно вызревает до того. Это главное! Ошибка — искать его корни, человек просто родился таким. Разве что ранняя жестокость коррелирует с поведением маньяков… Кстати, дефект большинства из них настолько интимен, что обычно проявляется противоположно — склонный к жестокости человек может быть до поры тихоней».
Приводил Жиляев и яркий пример: допустим, вы шли по улице и нашли пистолет. Если вы нормальный человек, то вы этот пистолет сдадите в милицию. А человек с некоей ненормальность начнет стрелять. Эта находка сработает как спусковой механизм, она даст старт тому, что давно в нем вызревало. И причиной трагедии станет не пистолет, конечно, а некая изначальная трещина в психике. Эта же трещина может привести человека к мысли о том, что прославиться хорошо любым способом — хоть правдами, хоть неправдами, хоть преступлением. ТАК его не забудут, о нем будут говорить…
Спусковой механизм
…Что же заставило керченского стрелка Рослякова нажать курок?
— Он готовился, — подчеркивает Владимир Ковалев. — Готовился тщательно. Вот, уже сообщили, что последним поисковым запросом «керченского стрелка» в интернете было «как изготовить самодельное взрывное устройство». Копировал он и схемы самодельных взрывных устройств. Закупил боеприпасы. 150 патронов! Пошел убивать…
Причина, уверен Владимир Ковалев, одна: мир принимал этого человека не таким, каким он хотел, чтобы его принимали.
— Он мог ставить себя выше других, сравнивать не себя с кем-то, а кого-то с собой. И понимать, что он лучше, круче, сильнее. Но любят и ценят других, а не его! Ощущение это копилось, по накопительному признаку бабахнула и реакция. Думаю, все так… Вспомните еще одного «школьного стрелка», Сергея Гордеева. Его признали психически нездоровым, но обратите внимание на его речь: на допросах этот школьник называл себя гением и объяснял свой поступок желанием проверить, способен ли он на убийство.
Задержанный говорил, что окружающий его мир является всего лишь «миром иллюзий».
А что послужило спусковым механизмом в керченском случае? Трудно сказать. Может быть, просто факт, что ему исполнилось 18 лет. Поразительно, что он, задумывая совершить это дичайшее преступление, не думал о матери. О ее ощущениях сейчас просто страшно подумать.
— А что говорили раньше о психологическом состоянии других «стрелков», американских?
— Кроме людей, откровенно или полуоткровенно больных, в основном это были подростки тоже ничем особым не отличавшиеся, но в классах и среди одногодков нелюбимые, без авторитета. Серая масса, которая желала выделиться. В каждом случае было что-то свое, конечно. Но и вообще не стоит забывать, что человек — индивидуальность и что все мы разные. То, что для одного ерунда, другого заставит напрячься, ввергнет в переживания. Одному скажут: «Ты урод!», он ответит: «Сами вы уроды!» да и думать забудет об этом. Другой же и не ответит, и слезы будет лить по этому поводу, и обиду и злость затаит страшную. А то и руки на себя наложит. Подростки — острая, болезненная стадия развития у человека. Нельзя это забывать! В такой момент на пределе внимания должны находиться все, в первую очередь родители. Знаете, я еще так скажу. Когда семья неполноценная, мальчиков обязательно нужно отдавать в надежные и крепкие не материнские руки — пусть это будет кадетский класс, кадетское училище, военное училище, Суворовское — все, что только можно придумать. Им нужна строгость, дисциплина, а руки их должны быть заняты, как и голова, делом, за чем в условиях дома при работающих родителях следить крайне трудно.
Признаки того, что беда может произойти
Расспросили мы Владимира Ковалева и о том, на что же нужно обратить внимание родителям подростков, чтобы минимизировать риски или вовремя принять меры против подросткового бунта, грозящего перерасти в настоящее преступление.
· Будьте бдительны, если ваш ребенок чрезмерно тих, мало с кем общается, ничего о себе не рассказывает.
· Обратите внимание на то, чем он занят в своей комнате — только ли компьютерными играми или часами лазает по просторам интернета.
· Проанализируйте, насколько плохо или хорошо вы знаете его круг общения, можете ли назвать по именам его друзей.
· Приглашайте друзей ребенка в гости под благовидным предлогом — вы должны их знать, оценить их поведение.
· Постарайтесь аккуратно узнать, если подросток мрачнее обычного, не случилось ли у него личной драмы, не переживает ли он трагедии первой неразделенной любви.
· Обратите внимание, как он проводит свой досуг. По свидетельству тренера из тира, «школьный стрелок» Сергей Гордеев, убивший в школе в Отрадном учителя географии и биологии и полицейского, регулярно стрелял, выпуская в тире по 150 патронов (какое-то роковое число…).
· Заведите разговор с ребенком об одноклассниках и учителях. Послушайте и оцените, как он говорит о них: видит ли он в них положительные черты, любит ли кого-то или ненавидит. Если он говорит про всех крайне негативно или чрезмерно равнодушно, это повод для «стойки». То же самое — учителя: если все они вызывают лишь напряжение и раздражение, это повод для головной боли.