Фото: pixabay.com

Принято ли в России бить детей: дискуссия в интернете грозит закрытием журналу

Общество

В Сети разгорелся скандал вокруг дискуссии о допустимости физического наказания детей, переросший в кампанию по закрытию детского журнала «Лучик». Главный редактор Лев Пирогов заявил: «Слова «дать по попе» не вызывают у меня моральных мучений и священного ужаса». После этого комментарии под каждым постом в соцсетях стали полем боя за психическое и физическое здоровье детей.

Усугубилась история иллюстрацией короткой сказки «Как ремешок в гости к попе ходил», вызвавшая бурю критики за глупость и цинизм. «Вечерняя Москва» побеседовала с героями скандала и узнала, к чему он может привести.

Главный редактор журнала «Лучик» Лев Пирогов на странице в Facebook сообщил, что поводом для закрытия издания является пост, «который из-за трусости и глупости одного из сотрудников редакции был удален».

— Это очень плохо. Теперь нам не на что ссылаться. А слухи страшнее правды. Нам вменяют пропаганду насилия над детьми. Перед вышеуказанной фразой речь шла о том, что реально бить детей преступно, а после — о том, что хорошо, когда запрет на насилие над детьми является нравственным, а не формально-культурным.

В результате диалог, развернувшийся под постом, перерос в перебранку, и многие пользователи Сети написали несколько гневных постов о недопустимости физического наказания детей.

— Сказка про ремешок и попу — это вообще не мы. Это скан, давно гуляющий по интернету, который я использовал на странице «Лучика» в Facebook как шутливую иллюстрацию к публикации, сообщил «ВМ» Лев Пирогов.

Первая часть резонансного поста, который был удален после скандала / Фото: facebook.com/permalink.php?story_fbid=1056909334515212&id=100005884658379

— В удаленном посте речь шла о том, что физические наказания детей являются нравственной проблемой для любящего родителя — и хорошо, что являются. Это лучше, чем формальный запрет. Таково было мое мнение, и я предлагал высказаться родителям. Среди них оказалась участница движения за формальный запрет. И именно с ее подачи вместо обмена мнениями началась ругань с привлечением людей, которые вообще о журнале услышали впервые. Но сразу загорелись идеей его закрыть, потому что он «пропагандирует насилие над детьми». Повторяю, что пост предлагался как тема для разговора, а не в качестве указания, как надо считать.

Пирогов подчеркнул, что главный инструмент воспитания ребенка — похвала и поощрение его интересов. У людей хорошо получается делать то, что им нравится, а не то, что их заставляют делать.

Сторонники Пирогова заявили, что «редактор совершил, с точки зрения феминистского гестапо, страшное мыслепреступление».

Феминистка Анна Федорова заявила «Вечерней Москве», что насилие над детьми — это уголовное преступление:

— Я бы хотела, чтобы вся страна это хорошо понимала. Никакой пользы от физического насилия современные исследователи не нашли. Защищают свое право бить детей либо те, кто не умеет со своим ребенком общаться и насилием добивается от него слепой покорности, либо такие же битые родителями в прошлом дети. Нездоровое воспитание — нездоровые паттерны.

Не буду уравнивать избиение и легкий шлепок, особенно если родитель вымотан до предела. Но хочу сказать одно: психологи считают, что бить детей не нужно, вы только навредите. А здоровой дисциплины можно добиться и без этого.

Вторая часть резонансного постав группе детского журнала «Лучик» в Facebook / Фото: facebook.com/permalink.php?story_fbid=1056909334515212&id=100005884658379

Иллюстрация к посту, усилившая негативные эмоции комментаторов и критиков журнала «Лучик». Лев Пирогов заявил, что журнал не имеет никакого отношения к рассказу / Фото: facebook.com/permalink.php?story_fbid=1056909334515212&id=100005884658379

Скриншоты поста со страницы «Лучика» опубликовала Елена Голубкова, написав эмоциональный пост о недопустимости любой агрессии в адрес женщин и детей. Она сообщила «Вечерней Москве», что жестокость в отношении малышей — это частный случай культуры насилия в обществе:

— Это частный случай того, что единственные «люди» это как бы мужчины. А женщины и дети (люди немного не совсем, объекты) — собственность социума и данного конкретного мужчины. Именно поэтому насилие по отношению к ним оправдывается автоматически и обезличивается. Ребенку «прилетело» по попе. Откуда прилетело? От кого? Правильно писать — господин А. избил ребенка, господин В. изнасиловал женщину.

Голубкова подчеркнула, что, по последним исследованиям, регулярный абьюз (насилие) в детстве оказывает чудовищное влияние на мозг ребенка и может привести к серьезным проблемам во взрослом возрасте, депрессиям, суицидам.

— Родитель, взрослый, избивающий и унижающий ребенка, калечит его ментально, эмоционально и физически. Не обладает должными взрослому инструментами самоконтроля, разрешения проблем. Что с этим делать? Строить правовое государство, где преступления против личности будут считаться самыми тяжелыми. Прекратить подавать руки насильникам, а так же тем, кто это пропагандирует. Принять, наконец, закон о домашнем насилии, когда независимо от того, кого ты избил — жену или ребенка — это тяжкое, уголовно наказуемое деяние. Обеспечить женщинам и детям юридическую помощь, убежища и защиту полиции, если у мужчины чешутся кулаки. В насилии виноват насильник, в избиении — тот, кто бьет.

Тема «принято ли в России бить детей» стала резонансной, набрав сотни лайков и комментариев, породив десятки постов сторонников и противников. С одной стороны, мы ежедневно видим новости об избитых детях в разных уголках России, и у любого здравомыслящего человека не возникает даже мысли о допустимости подобных «методов воспитания». С другой — из-за глобализации, соцсетей и трендов тема защиты слабых часто может перерастать в агрессию не в адрес потенциального насильника, а того, кто поднял резонансную тему и высказал свою позицию. Общественное мнение делает насильником его, а за эмоциями часто невозможно продолжать конструктивный диалог. Точно такой же тренд мы видим сегодня на примере неаккуратно высказывающихся представителей власти: одна неловко сказанная фраза может стоить карьеры, статуса и репутации.

Многие в детстве пережили жестокое обращение: кто-то неосознанно продолжает такими методами «воспитывать» своих детей, кто-то, пережив порку, никогда не поднимет руку на своего отпрыска. Но если тема в обществе назрела и нам важно прийти к какому-то общему выводу, логично было бы отложить эмоции и оскорбления, перейдя в конструктивную плоскость. В конечном итоге, если один из немногих детских журналов России будет закрыт, дети пострадают гораздо серьезнее, нежели от высказывания в интернете.

amp-next-page separator