Родные и близкие на церемонии прощания с народным артистом России Александром Пороховщиковым в Московском театре имени А.С.Пушкина / Фото: РИА «Новости»

Москва простилась с Александром Пороховщиковым

Общество
Букеты цветов полностью заполнили театральную сцену, которой актер отдал последние тридцать лет своей жизни. Когда гроб с телом Александра Пороховщикова выносили из театра, раздались аплодисменты и крики «Браво!». Так поклонники прощались с большим артистом…

Марк ЗАХАРОВ - руководитель театра «Ленком»

Всем, кто хотел проводить Александра Шалвовича в последний путь, была предоставлена такая возможность: возле театра их ждали автобусы, следовавшие на кладбище села Рождествено, где похоронена мать актера и где еще при жизни он просил похоронить себя.

В одном из интервью, рассказывая о своей работе в театре и кино последних лет, Александр Пороховщиков заметил, что нельзя постоянно жить в ожидании Станиславского – так вся жизнь актерская может пройти. Истина эта пришла к артисту лишь на исходе советской эпохи, когда он стал режиссером и сценаристом собственных фильмов и выпустил картину «Цензуру к памяти не допускаю», снискавшую множество наград. А десятилетия до этого он, пусть и не ждал, но искал своего Станиславского, и временами ему казалось, что находил… 

Александру Пороховщикову повезло создать свои самые яркие работы с крупнейшими режиссерами второй половины XX века. Театральные зрители никогда не забудут его Белогубова в «Доходном месте» Марка Захарова и Клавдия в «Гамлете» Юрия Любимова, а в памяти многих любителей кино он останется чекистом Кунгуровым из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова. Три мастера, с каждым из которых Александр Пороховщиков мог связать свою дальнейшую актерскую судьбу. Но не сложилось. А ведь сами работы впечатляли.

Уже первая роль – Белогубова – стала сенсацией в театральном мире Москвы, хотя могла оказаться и последним аккордом несостоявшейся актерской биографии. Дело в том, что в процессе мучительной репетиционной работы в «Доходном месте», когда актера «кидали» от Жадова к Белогубову, Пороховщиков поклялся, что если роль не получится, он навсегда уйдет из профессии. Но, судя по тому, что его загадочный молодой чиновник аккумулировал на себе пристальное внимание огромного зала театра Сатиры, а Жадов Андрея Миронова казался маленьким мальчиком рядом с той мрачной силой, которая таилась в герое Пороховщикова, – роль удалась. Настолько, что актеру приходилось порой через окна гримерки выбираться из театра, чтобы не попасться на глаза толпам поклонников, заполонивших все пространство перед театральным подъездом. 

Не удалось другое – остаться рядом с обретенным режиссером. Тогда у Захарова даже в проекте не было Ленкома, а в театре Сатиры, где служил режиссер, ему, похоже, не оставалось места. Плучек говорил, что у него просто нет ролей для подобной актерской индивидуальности, хотя и называл артиста, как и Андрея Миронова, своим вторым сыном. Пороховщиков быть вторым Мироновым не хотел – ему нужно было найти первого себя, и он ушел из Сатиры. В никуда.

Спустя десять лет ситуация повторится – на этот раз актер не захочет быть вторым Высоцким, в дубли к которому его настойчиво будет ставить Юрий Любимов, пригласивший Пороховщикова в легендарную Таганку.

И снова, казалось бы, встреча с великим режиссером, счастье работы с ним. Роль, которой вновь позавидует любой молодой артист – на этот раз шекспировский Клавдий. Но снова маленькая ложечка дегтя – мог бы быть Гамлет (как прежде мог быть Жадов), но играть предстоит его антипода. Была в этом мнимом короле в трактовке Пороховщикова некая перекличка с его Белогубовым – за позой хозяина положения, удачливого «дельца» нет-нет да и проступала удушающая ненависть к недоступной ему духовной свободе главного героя.

Но режиссерские концепции Любимову были куда важнее самых ярких и точных актерских проявлений. Поэтому в работе с ним Пороховщикову не хватало того, чем в избытке одаривал его Захаров и что чуть позднее найдет он у Михалкова, – правды актерского  существования. Пороховщиков, вообще, часто сопоставлял Захарова и Михалкова. Для него это были те режиссеры, которые, как немногие, могли творить в своих спектаклях и фильмах особую атмосферу, питающую актеров, а не опустошающую их. Оттого-то, возможно, настолько сильной и получилась работа в фильме «Свой среди чужих…», что актер здесь вновь – на непродолжительное время – обрел своего режиссера. Обрел, чтобы подарить зрителям одну из лучших своих киноработ.

К сожалению, больше Александр Пороховщиков на съемочной площадке с Никитой Михалковым не встречался. Не пересеклись больше и его театральные пути с Марком Захаровым. От Юрия Любимова он ушел сам. Порохвощиков был крайне своеобразным актером – это отмечали многие. И, очевидно, именно эта своеобразность, некоторая неровность и незаурядность наполнила препятствиями его творческий путь, который никогда не шел прямо, а лишь сплошными зигзами: только появится «свой» режиссер и, кажется, наладится прямая дорожка, как вдруг (по той или иной причине) все обрывается и надо возвращаться назад. Куда-то очень близко к исходной точке – и от нее все начинается сначала.

Три режиссера, каждый из которых мог претендовать на роль «персонального Станиславского» в актерской судьбе Пороховщикова, остались в его прошлом. Можно было, конечно, ждать дальше, но артист выбрал другой путь – сам для себя стал Станиславским, воспитывающим и взращивающим актера Пороховщикова. И на этом пути фильмом «Цензуру к памяти не допускаю» он достиг еще одной вершины.

А сегодня, когда актера не стало, он, возможно, уже встретился с настоящим Станиславским. Тем самым, которому прадед Александра Пороховщикова некогда сильно помог, создав знаменитый ресторан «Славянский базар», без которого мир мог так и не узнать имени Константина Сергеевича Станиславского.

 

Каким запомнился Александр Пороховщиков его коллегам:

Валерий Золотухин, работал вместе с Александром Пороховщиковым в Театре на Таганке с 1971 по 1981 год:

– Памяти Александра Пороховщикова:

Ушел из жизни красивый, мужественный и доблестный человек. Даже в такой зависимой профессии, как актерское ремесло, он олицетворял собой достоинство, гордость и независимость духа, опираясь в своих решениях только на собственное мнение, совесть и справедливость. Подчас Александр казался жестким и резким, но за всем этим была мужская сила и мудрость. И еще: у Саши был образный, тонкий и своеобразный юмор. О том, что он был прекрасный русский актер, дворянин по крови и воспитанию, говорить не приходится. Царство небесное тебе, Раб Божий Александр…

Никита Михалков, режиссер, у которого Александр Пороховщиков сыграл свою лучшую роль в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих»:

– Великого таланта актер, по силе воздействия на зрителя тяжело его с кем-либо сравнить. Человек в непростым характером и непростой судьбой. Не всегда он был угоден людям, творческие люди – сложные. Он ни под кого не прогибался, и если его уважали – уважали заслуженно.

 

Читайте также:

«Пороховщиков так и не узнал о смерти жены…»

В ночь на воскресенье, 15 апреля, в отделении реанимации центра неврологии НИИ РАН на 74-м году жизни скончался Александр Пороховщиков… (читайте далее)

amp-next-page separator