1914 год. «Беседа под Царьградом» (типолитография торгового дома «А. В. Крылов и Ко»). Плакат иллюстрирует поведение турецких лидеров после того, как Россия по просьбе президента Сирии Башара Асада ввела на территорию этой страны войска / Фото: Из архива

Новой войны не будет. Потому что она уже идет

Общество
Развитие российско-турецких отношений обсудили в эфире сетевого вещания «ВМ» известные политологи, историки и эксперты. Специалисты сошлись во мнении, что нынешнего обострения следовало ожидать.

Как отметили участники круглого стола «Москва — Анкара. Как будут развиваться отношения старинных соперников», эти отношения всегда представляли собой удивительный парадокс. Почти пять веков Турция являлась нашим непримиримым противником. Вместе с тем обе страны поддерживали тесные экономические связи примерно столько же, сколько находились в состоянии войны.

ШАТКИЙ МИР МЕЖДУ ДОЛГИМИ ВОЙНАМИ

Русско-турецкие войны шли 240 лет подряд, начиная с 1676 года и заканчивая 1918-м. Однако даже мирные годы не означали полноценного мира. Это были годы шаткого перемирия, холодной войны и подготовки к новым кровопролитным сражениям. Однако нельзя отрицать очевидное: в свое время Турция входила в антинаполеоновскую коалицию, а турецкая армия вместе с адмиралом Ушаковым штурмовала Ионические острова.

У России определенные экономические интересы в Османской империи были всегда, этого нельзя отрицать.

— Мало того, если бы не было советской России, то республиканская Турция во главе с Кемалем Ататюрком вряд ли состоялась бы как независимое государство, — заявил в этой связи ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук Александр Кадырбаев. И высказал довольно спорное, впрочем, утверждение, что Османская империя была наследницей Византийской империи, в то время как восточные славяне и турки даже составляли когда-то единую историческую общность. Правда, эта общность представляла собой монгольскую империю, существовавшую в XIII веке.

Вообще-то это слишком громко сказано, но если наши народы были верноподданными, — или угнетенными, — одной империей, так почему бы сохранять дружественные отношения, будучи суверенными независимыми государствами? Как бы то ни было, сейчас о взаимовыгодном и крепком сотрудничестве нашей страны с Турцией не может быть и речи. Еще недавно президент Эрдоган приезжал в Москву и, выступая на открытии Соборной мечети, цитировал Льва Толстого. Все изменилось за несколько секунд, когда сбитый турецкими ВВС на границе с Сирией российский Су-24 падал на землю.

Круглый стол 30_11_15

КОНЕЦ АМБИЦИЯМ

Арабские хронисты приписывали самому пророку Мухаммаду следующее грозное предупреждение: «Не трогайте тюрок, пока они не трогают вас!» Но мы и на самом деле Турцию трогать не собирались.

— Почему же наш самолет оказался на прицеле? Потому что все политические и имперские амбиции Эрдогана рухнули в тот самый момент, когда наши военные приступили к операции в Сирии, — считает историк и политолог Виктор Линник. — Турецкий президент Эрдоган еще в 2012 году обещал совершить намаз в центральной мечети Дамаска, но, видимо, не судьба. Да, поначалу сирийский лидер Асад сдавал одну свою позицию за другой, однако с приходом в Сирию наших военных все изменилось в одночасье, и кое у кого в Турции просто-напросто сдали нервы…

— Идет война, в которой Турция находится по другую сторону баррикад, — поддержал эту точку зрения директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. — Когда именно турки откроют огонь по нашим самолетам — это был лишь вопрос времени.

СЛАБЫЕ НЕРВЫ ТУРЕЦКИХ ЭЛИТ

Здесь между участниками круглого стола встал вопрос: если в свое время слабые нервы сербского националиста Гаврила Принципа, выстрелившего в австрийского эрцгерцога, спровоцировали начало Первой мировой войны, то не станет ли инцидент со сбитым Су-24 катализатором для Третьей мировой? Вряд ли, как считает политолог Константин Калачев, ведь Эрдоган — это не вся Турция.

И немалая часть турецкого меджлиса состоит из тех самых состоятельных людей, которые заработали свои капиталы на выгодных экономических отношениях с Россией.

— Нужно настаивать на персональных санкциях против представителей турецких правящих и военных элит, — заявил политолог Калачев. — В стране слишком сильно российское лобби, чтобы Эрдогана поддержала та огромная часть турецкого населения, которая живет за счет нашего туриста и кормится за счет турецких товаров, идущих на экспорт в нашу страну. Ультраправые турецкие группировки вроде «серых волков» могут сколько угодно нагнетать обстановку, однако абсолютное большинство турецких граждан верит в мирный диалог между двумя нашими странами, — насколько можно оптимистично заверил политолог.

Так-то оно так, но, как гласит старая греческая поговорка: «Если в Турции говорят о мире, значит, непременно будет война». Кроме того, каким образом можно было бы приструнить президента этой страны, политолог Калачев так и не сказал.

КАК НАКАЗАТЬ ЭРДОГАНА

Да, собственно, никак. Если все время оглядываться на мнение мирового сообщества. Можно попробовать призвать турецкого лидера через брюссельскую штаб-квартиру НАТО. Но вряд ли из этого что-то может получиться.

Вместе с тем такой способ есть, как утверждает профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев.

— Удивительно, что во всех мировых конфликтах последнего времени никто, нигде и никогда не бомбил нефтяные месторождения или предприятия нефтяной отрасли.

Такого не было ни в Ираке, ни в Ливии. Может быть, потому, что в них трудно попасть? Вряд ли. Но когда наша авиация в Сирии начала целенаправленную бомбежку бензовозов с сырой нефтью, это стало причиной тихой паники в Анкаре.

Еще бы, если учесть, что сын Эрдогана сильно увяз в незаконной торговле нефтью с боевиками ИГ (запрещенная в РФ террористическая организация). А если взять зятя турецкого президента, так тот вообще не так давно занял кресло министра энергетики.

И если семейный бизнес турецкого президента так серьезно зависит от мировых цен на нефть, то не стоит ли нам поменять правила игры и целенаправленно бить по нефтеперерабатывающим предприятиям, которые контролирует ИГ? В конце концов все премудрости тонкой восточной политики вместе с пресловутыми имперскими амбициями заканчиваются в том самом месте, где заканчивается труба нефтепровода. Глядишь, после серии воздушных ударов по конвоям с сырой нефтью Эрдоган вместо невнятных сожалений по поводу сбитого Су-24 выразит что-то более определенное и ответственное.

А пока Москва не получила от официальной Анкары самых искренних извинений за инцидент со сбитым российским самолетом, а также уверений в наказании виновников этого инцидента и компенсаций, нам следует ждать. Ждать и вместе с тем бомбить потихоньку нефтепроводы. И поддерживать курдских повстанцев. Чтобы турецкой политической элите жизнь пахлавой не казалась.

НЕЗАВИДНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Также эксперты и политологи поспорили, насколько долго будет длиться период охлаждения отношений между двумя странами. Кто-то говорил о том, что через полгода они восстановятся полностью, кто-то утверждал, что для этого понадобится не менее двух лет. А кроме этого срока, еще и смена поколений политических элит в Турции.

— Этому турецкому правительству мы уже не поверим никогда, — заявил в этой связи политолог Кадырбаев.

А профессор Исаев сказал:

— Хочется верить, что мы избежали апокалиптического сценария. Хотя в дальнейшем и его тоже стоит учитывать.

amp-next-page separator