Теплые пельмени на елку
Спешу на Арбат. На улице то белым-бело, то бесконечная слякоть, а в доме Булата Окуджавы уже несколько недель снежно: здесь проходит выставка Ирины Андреевой «Притяжение зимы». Стоит переступить порог зала, как впору отмечать шерстяной Новый год: зеленая красавица вовсе не колючая, а мягкая, гирлянда из разноцветных флажков и цветущая герань на подоконнике — тоже из войлока.
— …Дома елку украшаю большими войлочными шарами, — слышу разговор Ирины Андреевой. — Еще вешаю на елку гирлянду из… шерстяных пельменей. Очень аппетитно смотрится. Все пельмени уходят гостям на сувениры.
— Что первым сваляли? — спрашиваю Ирину.
— Конечно, валенки. В детстве на зимние каникулы ездили к бабушке и бегали по сугробам. Быстро наброшенная телогрейка, наспех повязанный платок и на ногах, конечно, валенки. То, что мне попадалось в руки, я всегда разглядывала и думала, как оно сделано. А над валенками голову ломала: вроде текстильные, но швов-то нет, будто слеплены, но как?
С войлоком Ирина училась работать в университете. Потом ходила на валяльную фабрику к потомственным валяльщикам и пробовала, экспериментировала, сама осваивала этот совсем не женский материал. Физически тяжелый процесс не пугал. Словно вопреки природе хрупкая женщина валяет предметы в натуральную величину: козу, карусель, скамейку, трехметровую горку...
Чтобы свалять пианино, потребовался месяц... Спина болела, руки, ноги в мозолях. Но зато когда работа готова — ощущения не передать.
Теплые зимние воспоминания, преображенные в войлочные скульптуры, притягивают посетителей. Удивительно, но с помощью войлока мастерица настолько точно передает детали, что у одной из работ спорят: «Это мои рейтузы!» — «Нет, это у меня были в детстве такие! Смотри, так же стерты стрелки на коленках! Веришь?»
Красные, уже отмороженные щеки. Пальто подпоясано веревкой. Варежки, конечно, на резинке. В руках линолеум, чтобы летать с горки. Ведь горка — это клоун и одновременно ракета!
Заснеженная лавка. Девочка перегнулась через спинку скамьи, считает ворон. Одна варежка снялась, повисла на резинке. Вороны вышагивают по снегу. Снег белый, войлочный, теплый! На ногах валенки, рейтузы собрались на коленках, в складках — снег.Ветер дует, отгибает завязанный сзади шарф.
Зимние праздники — самое время лепить пельмени. Лучше всей семьей. Вырезал стаканом круг теста, отщипнул начинку и ловко-ловко залепил пальцами. И так — много раз. Чтобы полная морозилка. А когда места в холодильнике уже нет — выносить на балкон, на холод. А налепить на всю зиму — запросто.
Ирина Андреева чаще всего валяет из некрашеной шерсти: белой и темной. Но иногда она берет цвет — и тогда на подоконнике в горшке распускается бабушкина герань.
Девочка держит кулек с семечками, кормит воробушка. Оренбургский пуховый платок повязан на голову, сверху — берет. На воротнике пальто — декор: ягодки с листиком. Сапоги «прощай, молодость» детские и взрослые отличались лишь размером».
Новый год — очень теплый праздник, хоть и в самое темное время года. А если еще и елка шерстяная, с войлочными гирляндами, то холодно и одиноко вам не будет. Как минимум целый год.
После прогулки девочка сушит варежки и греет руки на батарее. Скорее всего, прямо в подъезде. Батарея пыльная и внутри была пыльной всегда. Воротник пальто поднят, завязан туго косынкой: на улице холод.
ШЕРСТЬ, ВОДА, ЖЕНСКИЕ РУКИ И НИКАКОГО МЫЛА
Валяет Ирина Андреева без мыла, только вода и шерсть. На волосках шерсти — чешуйки. Во время трения чешуйки сцепляются и происходит сваливание.
Для работы Ирина использует шерсть из Чувашии, овец романовской породы. Натуральную шерсть надо еще расчесать, промыть, и моль ее ох как любит. Как только начинает заводиться, Ирина откупается от нее... скульптурой.
На одной из работ девочка-моль держится за хлястик маминого пальто. Маленькая моль боится потеряться, а от волнения жует шарфик, она ведь моль.
P. S. Мастер может свалять все что угодно, даже газетные страницы. Обложку для этого новогоднего номера Ирина Андреева тоже сваляла из шерсти вручную.