Искушение. 1857. Сводня пытается сбить с пути бедную девушку, которая зарабатывает вышиванием на заказ. Труд этот оплачивался скудно / Фото: Картина Николая Шильдера

Крестик на гусиной шее

Общество
Старинная вышивка представлена в музее истории «Лефортово». На выставке, которая продлится до конца ноября, можно увидеть настоящие шедевры и... узнать много новых слов.

В пособии по этикету «Хороший тон», выпущенном в Петербурге в 1881 году, есть глава о том, как вести себя на семейных праздниках. В отличие от мужчин, «девушка <…> не должна сидеть сложа руки <…>. В каждом семействе найдется работа вышивать<…>, и такая работа в руках девушки не только дозволяется хорошим тоном, но и служит ей самой украшением». Отличное объяснение тому, почему девушки в старину так много вышивали. Это было демонстрацией качеств, которые очень ценились в женщине: аккуратности, терпения, умения подолгу молчать. Сам процесс изящнее, чем другие виды творчества (не надо размешивать пахучие краски, пачкать руки глиной). Наконец, изделия находили применение в быту: вышивкой украшали белье, одежду, мебель. Этот третий мотив оказался самым долгоживущим. Даже в 1950-е годы эмансипированные советские женщины, работавшие инженерами и врачами, на досуге вышивали кофточки и салфетки: других способов украсить себя и интерьер в эпоху дефицита было не так много.

Искусство вышивки старо как мир, но слова, связанные с ним, меняются. В повести Куприна «Поединок» (1905) один герой вышивал рубашку «красной бумагой». Имеются в виду хлопчатобумажные нитки. Названия некоторых материалов (шелк, шерсть) в старину употреблялись во множественном числе. В романе Алексея Писемского «Люди сороковых годов» (1869) читаем: «Мари очень любила вышивать шерстями».

А наименования некоторых орудий, процессов и мастериц и вовсе забыты. Вот мы их и вспомним.

Гусиная шейка — косточка от этой шеи, набитая сухим горохом и загнутая в кольцо. На нее наматывали клубок, при разматывании он забавно гремел.

Кабаний клык — использовался для «лощения», то есть заглаживания швов

Метить белье — вышивать метки (обычно красиво оформленные инициалы хозяина). Они были нужны, чтобы прачки не перепутали, где чей заказ. В стихотворении Бориса Пастернака «Ночь» (1957) крохотный силуэт самолета на фоне облаков сравнивается с «крестиком на ткани/ И меткой на белье». Были вышивальщицы, которые специализировались на этой работе. Мемуарист Вера Харузина вспоминала, что в 1870-е годы на Страстном бульваре работало даже целое «метильное заведение». В советское время метки делались проще — из кусочков ткани с проштампованными цифрами, которые покупали в прачечной и нашивали на белье.

Перепял — фрагмент большого полотна, который помещался в пяльцы за один раз. В мемуарах Екатерины Сабанеевой (1829–1889) читаем: «Еще десять дней. Ковер подвинулся значительно, вышивался уже второй перепял».

Пялечница — крепостная вышивальщица (от слова «пяльцы»). У богатых помещиков были целые мастерские с такими дармовыми работницами. Варвара Житова, сводная сестра Ивана Тургенева, вспоминала, что ей в приданое (она вышла замуж в 1850 году) предназначались «целые сундуки шитья по батисту и канве, плоды трудов так называемых… пялечниц».

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator