Участница акции памяти заключенных Дмитлага, осужденных по политическим статьям и погибших при строительстве канала «Москва — Волга», Ульяна Устимова на верхней палубе парохода, который проходит мимо мест неизвестных ранее захоронений / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Гранитные плиты канала «Москва — Волга» — свидетели кровавой эпохи. В Москве прошла акция памяти заключенных Дмитлага

Общество
29 октября жители столицы почтили память узников сталинских лагерей, погибших при строительстве шлюза № 10 канала «Москва — Волга», который находится в Нагатинской пойме.

Парк «Коломенское» — одно из любимых мест жителей столицы. Почти круглый год на его территории проходят фестивали, ярмарки, выставки и другие интересные события. Но многие ли из нас знают о том, что отдыхающие горожане гуляют буквально по костям? — Моя юность связана с этим парком. Мы с товарищами частенько проводили тут время после учебы, — рассказал крае вед Андрей Дворников. — Однажды бабушка моего друга попросила помочь ей добраться до парка. По ее словам, она хотела посетить могилу брата. Я подумал, что, наверное, здесь когда-то было кладбище, о котором все забыли.

Фактически так оно и было, только это было не кладбище а, по сути, одна братская могила. В ней похоронены строители Перервинского гидроузла, который был частью канала «Москва — Волга» — грандиозного проекта первых пятилеток. Главным «подрядчиком» строительства стало Главное управление лагерей (ГУЛАГ) в лице Дмитлага — одного из самых печально известных своих филиалов. Лагерные пункты располагались вдоль всего канала, их насчитывалось около сорока. Один из них был как раз на территории нынешнего парка «Коломенское».

Как удалось установить краеведу Андрею Дворникову, информации о людях, отбывавших свои сроки в лагере, почти нет. Архив Дмитлага был потерян во время Великой Оте чественной войны, а те сведения, которые есть сегодня, известны со слов чудом уцелевших заключенных.

Между Коломенской набережной и Судостроительной улицей 80 лет назад располагались бараки для отбывающих наказание, административные корпуса, даже лагерные клубы самодеятельности, где выпускались «боевые листки» об ударниках строительства.

Среди несчастных, «мотавших» свой срок на строительстве десятого шлюза, были в основном священники как классово чуждый элемент. Уголовников почти не было.

Пастырем был и брат бабушки друга краеведа Андрея Дворникова, от которой он получил первую информацию о лагере. Он, как и другие погибшие, был похоронен прямо на строительстве в общих могилах. Вместо пули палача многих убивала тяжелая, непосильная работа.

Сооружение шлюза велось почти полностью вручную, единственные орудия труда — лопата и тачка. За казенную норму — 300 граммов хлеба в день и баланду — заключенные должны были перетаскать столько грунта, что и здоровому не всегда под силу.

— Мы часто гуляем по берегам Нагатинской поймы, но я даже и предположить не могла, что рядом с нами захоронены сотни, если не тысячи людей, — говорит жительница Нагатинского района Ирина Чусова.

Кое-где торчащие из воды гранитные плиты, в которые были одеты берега канала, — как надгробия. Они хранят память о безвестных строителях, положивших жизни на строительство канала.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ   

Дмитрий Кувырталов, протоиерей, настоятель храма архангела Михаила:  

— Одними из ключевых понятий для христианина, да и для любого нормального человека, являются грех и покаяние. То есть осознание поступка, за который нужно просить прощения у Бога и людей. Наша главная задача сегодня — помнить об этом, хранить Христов завет любви и не допустить повторения событий 80-летней давности.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

amp-next-page separator