Российская сборная уступила команде Хорватии по серии пенальти со счетом 3:4 / Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Черчесов доказал, что надо делать ставку на своих тренеров

Общество
По итогам чемпионата мира по футболу, финал которого прошел в Москве, в студии сетевого вещания «ВМ» прошел круглый стол «Свой или чужой».

Какому тренеру доверять — российскому или иностранному? Какой принцип работы у иностранцев и насколько им самим важен итоговый результат команды? Эти и многие другие вопросы обсуждали собравшиеся эксперты — заслуженные тренеры страны по футболу и хоккею Борис Игнатьев и Владимир Плющев, спортивный обозреватель Константин Клещев и бывший футболист, ныне тренирующий любительскую футбольную команду, Константин Лозбинев.

— Тренер — фигура культовая, — считает Борис Игнатьев. — И если говорить о теме нашей сегодняшней встречи «Свой или чужой», то я однозначно на стороне российского тренера. Не вижу особых заслуг иностранцев из тех, кто у нас работал, за исключением Гуса Хиддинка. Станислав Черчесов показал на этом чемпионате мира, как может работать наш тренер. Лично я работал в четырех зарубежных странах, не зная при этом языка. И мне его очень не хватало. Необходим определенный словарный запас, чтобы суметь разбудить игрока. Это очень сложно. А Черчесову это сделать удалось.

— Конечно, тренер должен уметь влиять на игроков, — поддерживает своего коллегу Владимир Плющев. — И знать, кому и что в какой момент сказать, на кого-то крикнуть, а на кого-то просто посмотреть.

По мнению Константина Клещева, если иностранные тренеры едут работать в Россию, то делают это исключительно из-за денег. Им не важна в этом случае ни победа команды, ни даже своя репутация.

— Когда речь идет о заработной плате в 5 или 10 миллионов евро — какой тут разговор о репутации? — говорит Клещев. — Они едут за деньгами. После чемпионата мира 2002 года, когда наша сборная неудачно выступила в Японии и Корее, возникла идея пригласить иностранного тренера. Я лично знал француза Филиппа Труссье, тогдашнего главного тренера сборной Японии, и меня попросили ему позвонить. Зарплату платили некие бизнесмены. Решили, что это 2 миллиона долларов. Я позвонил в Японию, и Труссье меня спросил, о какой сумме идет речь.

Когда я ему назвал ее, он мгновенно ответил: «Еду!» Человек не стал ни о чем больше спрашивать. Так что разговоры о том, что к нам приедут иностранцы и создадут пирамидальную структуру в футболе, начиная с детского спорта, — это всего лишь разговоры. Те же Хиддинк и Капелло об этом говорили. Но не собирались ничего делать. Ребята сытые приехали и еще более сытыми уехали.

Еще одна проблема — различие в оплате. У иностранных тренеров зарплаты в разы выше, чем у российских.

— Те люди, кто принимает решение о приглашении тренера, не являются профессионалами в каком-либо виде спорта, — считает Плющев. — Они руководители, чиновники. И рассматривают определенную ситуацию со своей собственной позиции.

— Вот поэтому мне и не хочется идти в профессиональный футбол, — говорит Лозбинев. — Там над тренером постоянно кто-то стоит и говорит ему, что нужно сделать.

Моих знакомых, с которыми я когда-то играл и которые стали тренерами, увольняют, затем заново нанимают, снова увольняют... Порой они даже не знают причины своего увольнения.

— Самая большая проблема в нашем футболе — менеджерская группа, — отмечает Игнатьев. — Раньше был Лобановский и первый секретарь. Сегодня же существует целая прослойка тех, кто командует тренером.

— Да, изменения нужно начинать с верхов, — говорит Клещев. — В Российский футбольный союз должны прийти профессионалы, которые скажут: давайте работать, как принято во всем мире — компетентно и ответственно. Это главное, что должно произойти.

— И еще уделить достаточно внимания подготовке резерва. На сегодняшний день это один из самых важных вопросов, — уверен Владимир Плющев. — И в футболе, и в хоккее. Для этого нужна четкая программа развития спорта — от детско-юношеских спортшкол до сборных страны.

Свой или чужой. Достижения и перспективы российского специалиста на тренерском посту. 17.07.18

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Мирзоян, экс-защитник "Спартака", советник президента российского футбольного союза:

— Необходимо создать единую систему подготовки футболистов. В СССР она была — все знали, в каком клубе, в какой школе талантливый футболист подрастает. А что касается того, должен быть тренер свой или приглашенный, скажу так. В наших клубах работают Семак, Тихонов, Аленичев... Есть много хороших молодых специалистов, которые помаленьку набираются опыта. Да хотя бы взять того же Черчесова, который хорошо знает менталитет наших игроков.   

amp-next-page separator