Книги Гарриет Бичер-Стоу помогли освободить рабов

«Хижина дяди Тома» приблизила отмену крепостного права

Общество
Со школьной скамьи мы знаем, что «американская писательница Гарриет Бичер-Стоу рассказала о положении негров-рабов в Соединенных Штатах, называющих себя самой демократической страной в мире». И сделала она это в романе «Хижина дяди Тома».

Но в последние годы об этой книге стали, к сожалению, как-то забывать. А зря. Впрочем, стоит заметить, что долгие годы в нашей стране эту книгу знали и любили гораздо больше, чем на родине в США. Хотя там ее появление было сродни сенсации. Как только она появилась в продаже, буквально за несколько дней было раскуплено десять тысяч экземпляров. А в течение года — 300 тысяч. Через десять лет «Хижина дяди Тома» была переведена на десятки языков, в том числе и на русский. В крепостной России ее как образец литературы душевного усовершенствования приветствовал Лев Толстой. Считается, что книга повлияла не только на искоренение рабовладельчества в Америке, но и на свержение крепостного права в России.

Но тогда в США к книге отнеслись критически и молодежь, и интеллигенция, и сами критики. По мнению критиков, главный герой произведения, негр Том, — отрицательный персонаж, поскольку он готов помогать белым, бесконечно им прощать, и даже не пытается отомстить.

«Хижина дяди Тома» публиковалась с продолжением в 1850 году в газете «Нэшнл Эра», издававшейся в столичном Вашингтоне. На рабском Юге имя Стоу было предано анафеме.

Плантаторы американского Юга слали писательнице сотни писем с угрозами и обвинениями в предвзятости; на всей территории к югу от Пенсильвании роман был запрещен, и в 1857 году некий гражданин штата Мэриленд был приговорен к 10 годам тюрьмы за то, что хранил сказание про дядю Тома в своем доме.

Как бы то ни было, но в XIX веке «Хижина дяди Тома» стала самой продаваемой в США книгой после Библии. Когда в 1862 году Бичер-Стоу была представлена президенту США Аврааму Линкольну, он приветствовал ее словами: «Итак, это вы та маленькая женщина, которая написала книгу, развязавшую великую войну!» Репутация женщины, отменившей в Америке рабство, закрепилась за писательницей на всю жизнь. Другие романы писательницы вскоре были забыты.

Есть знаменитая история, почти легенда, о том, как во время спектакля ТЮЗа по «Хижине дяди Тома» на сцену выбежала заплаканная девочка и предложила актеру, игравшему судью, деньги в уплату за раба-негра, разлучаемого с женой, — эта история была описана Сергеем Михалковым в одном из его стихотворений:

Все расступились перед ней,

Чуть не упал судья со стула,

Когда девчушка пять рублей

Ему, волнуясь, протянула...

amp-next-page separator