Zeppelin LZ-127 с советскими учеными на борту во время встречи с ледоколом «Малыгин» в бухте Тихой, фото 1931 года / Фото: Абрам Штеренберг/РИА Новости

Какими разведывательными аэростатами пополнится российская армия

Общество
Воздушный шар безо всякой натяжки можно назвать военной техникой, и это не такая уж новость.

Аппараты легче воздуха не исчерпали боевых возможностей даже в условиях современной войны. В конце 2017 года завершились государственные испытания новейшего аэростата связи и управления войсками. Пресс-служба компании-разработчика сообщила, что они проходили в рамках опытно-конструкторской работы «Мультипликация ». Аэростатный комплекс рекомендован для принятия на вооружение.

Изобрести велосипед

На Московском международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2017» начальник одной из кафедр Военной академии Ракетных войск стратегического назначения (ВА РВСН) имени Петра Великого капитан 1-го ранга Сергей Куканков получил золотую медаль.

Престижная в научном мире награда военному ученому была присуждена за разработку беспилотного летательного аппарата легче воздуха.

Вообще-то, смутные исторические предания у в еряют, ч т о аэростаты были изобретены еще в Древней Греции великим Архимедом. Четко документированный факт: первый полет на воздушном шаре совершили знаменитые французы, братья Жак-Этьенн и Жозеф-Мишель Монгольфье в 1783 году. А сейчас на аппаратах легче воздуха банально и привычно катают туристов: в Подмосковье цена от 5 тысяч рублей за час полета. Свободно летающие дирижабли применялись в Первую мировую войну, привязные аэростаты противовоздушной обороны — во Вторую мировую. Ну что здесь можно еще изобрести? — Патент на изобретение выдан за примененное ноу-хау — специальную эластичную воздухонепроницаемую мембрану, — рассказал капитан Сергей Куканков. — Эта мембрана позволяет регулировать полет аппарата в автоматическом режиме.

Беспилотный дирижабль его конструкции маневрен и легкоуправляем, способен длительно находиться в воздухе, пополняя энергоресурсы непосредственно в полете.

— В фюзеляже, состоящем из шпангоутов и стрингеров, расположена эластичная воздухонепроницаемая оболочка, — рассказал Сергей Николаевич. — Внутри нее резервуар с подъемным газом под давлением, оборудованный травящим клапаном, и компрессор. В верхней части фюзеляжа имеется клапан для стравливания и поступления атмосферного воздуха. Сверху фюзеляж покрыт пленкой с кремниевой солнечной батареей.

В беспилотных летательных аппаратах (БЛА) применены расположенные в хвостовой части фюзеляжа два электродвигателя для движения и поворотов влево и вправо поочередным включением соответствующего двигателя или его выключением.

Аккумуляторная батарея служит для накопления запаса энергии в случае нехватки или невозможности производить необходимое ее количество солнечной батареей.

Куканков область применения этого оригинального беспилотника видит крайне широкой — от контроля пожарной обстановки в сибирских лесах до наблюдения за ситуацией с пробками на дорогах Москвы.

— Но в первую очередь, — считает изобретатель, — этот неприхотливый в эксплуатации аппарат должен пригодиться для выполнения различных боевых задач.

Конструкции Сергея Куканкова

«Шарик» над Пальмирой

В военном деле мелочей нет, и даже появление гиперзвукового оружия не сдает в утиль уже имеющиеся на вооружении образцы техники. При выполнении спецзадач проверенные временем устройства и технологии бывают незаменимы. На что уж самую современную технику применяли наши в Сирии, но и там нашлось место для аэростатов.

Один из них был замечен на телеэкранах во время трансляции концерта оркестра Мариинского театра в амфитеатре древней Пальмиры, другой, как сообщалось в открытой печати, и сегодня «висит» в небе над авиабазой российских ВКС «Хмеймим». Какой аппаратурой напичканы такие «воздушные шарики», конечно, никто не расскажет. Но можно предположить, что на аэростатах установлены камеры для разведки и постоянного мониторинга окружающей местности и аппаратура радиоэлектронной борьбы.

В условиях войны, когда одним из наиболее опасных «снарядов» у террористов являются смертники, возможна и установка специальных средств для подавления сигналов радиоуправляемых боеприпасов.

Военный Wi-Fi

Новые-старые технологии воздухоплавания получают сегодня дальнейшее развитие. Главные преимущества аэростатов и дирижаблей перед пилотируемыми и беспилотными р азведывательными летательными аппаратами — значительная продолжительность полета, малые стоимость эксплуатации и затраты на энергоносители, высокая боевая живучесть. А полезную навеску на них можно навесить самую разнообразную — от разведывательно-обзорных систем до аппаратуры ретрансляции связи и команд боевого управления.

Такой привязной «шарик», например, отечественный аэростат малого объема «Рысь» производства «Воздухоплавательного центра «Авгуръ», способен находиться на высоте до 1000 метров в течение 15 суток. По специальному канат-кабелю, состоящему из прочного волокна типа кевлара и трех медных жил, на борт аэростата передается электроэнергия мощностью до 3 кВт. Ее достаточно для постоянной работы бортового оборудования и полезной нагрузки общим весом до 150 килограммов.

А беспилотные дирижабли, летая на высотах от 20 до 40 километров, способны выполнять и стратегические разведзадачи. В стратосфере, кстати, нивелируется основной недостаток всех летательных аппаратов легче воздуха — метеозависимость. Ветра там потише, и «баллон» с умной начинкой на борту может, периодически подрабатывая двигателями, висеть практически над одной точкой на поверхности Земли до полугода.

Недавно на сайте госкорпорации «Ростех» появилось сообщение, что оборонщики заканчивают испытания инновационных аэростатов-ретрансляторов.

Задача разработанного специалистами концерна «Созвездие» аэростатного комплекса связи — высокоскоростная передача информации на сотни километров. В том числе, наши войска скоро будут обеспечены и защищенным Wi-Fi.

В состав комплекса входят аэростаты-ретрансляторы большого, среднего и малого объема со специальной аппаратурой на борту. На каждый из них также будет установлена активная фазированная антенная решетка. Она обеспечит стабильный канал связи между подвижными и стационарными командными пунктами управления. Воздушный комплекс обеспечит защищенность всех видов связи, точечное направление сигналов, автоматическое отслеживание принимающих устройств в пространстве — даже при отсутствии сигналов ГЛОНАСС и GPS.

Спецоборудование будет способно подниматься на высоту нескольких километров и передавать информацию по нескольким каналам одновременно на расстояние свыше 200 километров.

Российский дирижабль Au-30 «Аргус» — рекордсмен по дальности беспосадочных перелетов, фото 2013 года / Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Висит груша...

— Говорите, сбить его легко?! — удивился вопросу капитан 1-го ранга Сергей Куканков. — Ничего подобного. Новейшие композитные и тканепленочные материалы для оболочек аэростатов и дирижаблей практически не отражают лучи локаторов.

Высоколетающие дирижабли недоступны для поражения переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК). Да и з енитную ракету навести на такую цель очень сложно, даже непосредственно наблюдая «разведбаллон» в воздухе. Если же такой летательный аппарат будет все-таки поврежден, то он спокойно опустится на землю, сохранив дорогую разведывательную аппаратуру в целости и сохранности.

Поэтому нынешний всплеск интереса ученых и конструкторов к разработкам дирижаблей и аэростатов вполне оправдан. С такими БЛА можно не только в разведку сходить, они способны пригодиться и как транспортники.

В ближайшей перспективе использование дирижаблей может стать практически выгодным в Арктике. Например, для перевозок грузов на новые военные базы России в районах, близких к Северному полюсу. Иногда научные идеи возвращаются, и на новом витке спирали прогресса — вновь взлетают. А потом висят и не падают.

БЫЛО ДЕЛО

Защитили небо Москвы

Аэростат ПВО над Пушкинской площадью в Москве / Фотохроника ТАСС

Боевой счет советские аэростатчики открыли в ночь на 23 июля 1941 года. К Москве тогда пытались прорваться 150 немецких бомбардировщиков, 15 из них были сбиты. 10 — летчиками-истребителями, три — зенитчиками, а два «Юнкерса» налетели на тросы аэростатов ПВО. Небо Москвы защищали 440 заградительных аэростатных постов, а общее их количество на всех фронтах Великой Отечественной достигало 3000. Аэростаты 6 полков и 10 воздухоплавательных дивизионов Красной армии активно применялись не только в противовоздушной обороне, но и использовались для подготовки парашютистов, совершили более 1500 вылетов для перевозок военных грузов.

СПРАВКА

26 августа 1914 года германский дирижабль с небольшой высоты сбросил 10 тонн бомб на бельгийский Антверпен. Были полностью разрушены 90 домов и повреждены 600. Одна из бомб разорвалась у дворца, где находились королева и трое наследников престола. 8 сентября 1915 года немецкий цеппелин L-13 капитан-лейтенанта Хайнриха Мати сбросил 70 зажигательных и фугасных бомб на Лондон. В британской столице погибли 22 человека, 87 были ранены. Материальный урон составил 534 287 фунтов стерлингов. Внезапная атака с неба вызвала в городе массовую панику.  

amp-next-page separator