Как не отвратить ребенка от школы в младших классах
Надо встречать ребенка из школы, причем встречать чуть ли не сразу, как ты его привел. И если город большой, то мама и домой не успевает толком добраться. В 8 привел, в 9 дома, в 10 уже снова ехать, чтобы в 11 или в 11:30 забрать… И вот мама приехала к школе, припарковалась. Стоит, нервничает, потому что подперла чью-то машину и боится, что ей спустят колесо. Учительница выводит детей то позже, то раньше.
В школу войти то можно, то нельзя, то по паспорту, то без паспорта. То борьба с терроризмом, то нет борьбы с терроризмом. То охрана суровая — какой-нибудь старичок из отставных военных, то менее суровая — хихикающая вневедомственная милиционерша 20 лет.
То приказ директора родителей в школу не пускать, то пускать можно, но только по вызову учителя. То охраннику дали списки, то он ничего не знает. То вообще он первый день на рабочем месте и потому на всякий случай не пускает даже завуча.
На крыльце образуется целая толпа — мам в пятьдесят. Все это жужжит, размахивает руками, ужасается. Мамы жалуются друг другу, что в младших классах дети оглушены новыми требованиями. Все эти четыре клеточки, семь клеточек, две клеточки. А оформление задач? Допустим, задача такая: «У Бори пять яблок. У Димы — на два яблока меньше. Сколько яблок у Бори и Димы вместе?».
Эту задачу нужно записывать так:
Скобка справа и знак вопроса. Тот знак вопроса, который главный вопрос, нужно обвести кружком.
И начинаются рыдания и слезы. Ребенок вопит, что надо писать не «ябл.», а просто «я.» и после «я» ставить точку, или учительница убьет. Я помню, что в прошлый раз она никого не убила, потому что не первого уже нашего школьника выращивает. Но соглашаюсь, пусть точка после «я.» Еще через секунду ребенок начинает стонать, что если записать «Дима — 5 ябл. — 2 ябл.» — это тоже неправильно, потому что надо 5–2=3 (ябл.) Потом с ответом проблемы.
Как писать: «Ябл. — 8 ябл.»? Вместе — «8 ябл.». или просто «Ответ: 8»?
Я говорю: «ябл. 8 ябл». — это глупо. Но слово нужно после цифры, а какое еще слово кроме «ябл.»? «Вместе»? «Имеют 8 ябл.»? В общем, стилистика — дело тонкое, особенно в проплаканной до дыр тетради. Дальше примерно такой диалог:
Я: Не важно, как писать. Важно, понимаешь ты задачу или нет.
Ребенок: Это не важно. Важно записа-а-а-а-аа-ть!
Я: Ну запиши вот так-то.
Мы с Ваней так писали.
Ребенок: Нам так нельзя! Нельзя «ябл.» Надо «я-я-я-я!»
Я: После гласной сокращать нельзя. Ну какая разница? Запиши «я».
Ребенок: Нельзя «я»!
Я: А как можно?
Ребенок: Не зна-а-аю!
Я: А кто знает? Ребенок: Ругать будут.
Я: Кто будет ругать? Я не буду ругать.
Ребенок: Нельзя «я-я-я»!
Я: Ты же сам сказал, что нужно «я».
Ребенок: Я не зна-а-аю!
Я: Ну давай я сам напишу как умею!
Ребенок: Ты моим почерком не уме-е-е-ешь!
Я: Давай сюда тетрадь! В тетради получаются огромные пятна от слез.
Родители бегают по кухне, вопят, хватаются за головы, стонут. Ребенок тоже стонет. Хотя самое смешное, что задачу решает быстро. Тут проблема в том, чтобы ее записать.
Хуже всего задачи глагольные, то есть такие, где есть глагол.
Допустим, «Соня посадила 4 дерева, а Миша — 6. Сколько они посадили вместе?»
Тут уже слез будет не меньше стакана, потому что вариантов записи два.
Первый:
Второй:
Тут уже слез вообще вагон.
Надо писать «посадили» или нет? Писать его один раз или три? Справа рисовать скобку или не писать? Писать «Соня посадила» или «посадила Соня»? Да это не важно! А учительница говорит «ва-а-а-а-а-жно!» Думаю, что за такую задачу действительно посадили за домашнее насилие кучу родителей и, к сожалению, ни одного автора учебника.
Дети прячутся под стол от ужаса, мамы рвут на головах волосы.
А потом часов в одиннадцать ночи оказывается, что надо еще закрашивать каких-нибудь ежиков. И мама сидит закрашивает ежиков, потому что ребенок их не закрасил.
И никто ведь не спрашивает себя, не задает такой простой вопрос: «Зачем убивать себя и нервировать детей, ночами делая уроки?» Если же задать, обычные ответы будут примерно такие: чтобы учительница не злилась; чтобы быть не хуже других; чтобы у ребенка не занижалась самооценка. Послушайте, но среди таких ответов почти нет ответа: чтобы приобретать знания.
Но все же приобретаются не знания как таковые, а способность обучаться и нейронные связи. Из того, что все мы учили в школе и в институте, мы забыли 9/10.
Большинство из нас не смогут сдать сейчас любой ЕГЭ по непрофильному предмету, да и по профильному — под вопросом. Но все же образование сохранилось. Оно заключено как бы в самой способности получать образование, в каких-то нюансах и полутонах.
Но оно только тогда возникает, когда мы любим детей и не пугаем их школой. Пока мы не ненавидим учительницу вместе с детьми и детей даже больше иногда.
Пока мы настроены радостно и конструктивно. Пока мы понимаем, что учится в школе все же наш ребенок, а не мы вместо него. Пока понимаем, что главное — уют и счастье детства.
Дети очень запоминают родительские крики, агрессию и насилие. Папа за все мое детство дал мне, как я сейчас понимаю, не больше двадцати подзатыльников и только один раз выдрал меня ремнем, когда я пнул сапогом одного мальчика по ноге. Пнул больно. Сапог был тяжелый. И мальчик сам лягался намного больше меня, но у него сапоги были легкие, и следов не осталось. Но папу накрутили воспитательница и мама этого мальчика. И вот я потом долгие годы терпеть не мог папу, и только лет в 17 разобрался, что папа у меня замечательный, настоящий, надежный.
Поэтому просто любите своего ребенка, позволяйте ему иногда «тупить», получать двойки, не воспринимайте красную запись в тетради как пощечину лично вам. Вы тут вообще ни при чем. Вы уже школу окончили.
Настоящая учеба не начинается раньше пятого класса. Сейчас лишь «введение в учебу». Сейчас вам нужно сохранить силы и радость, не выгореть. Не напугать ребенка школой, не вызвать ненависть к познанию. Больше читайте вслух, покупайте конструкторы, позволяйте иногда ребенку поболеть с температурой 36,9. Все это нормально и нестрашно.
Не надо убивать себя на пустом месте. Главное, чтобы вы ощущали, что ребенок с вами, что он любит вас и любим. Чтобы журчали аудиокниги из наушников и в руках ребенка не оказывался волшебным образом ваш или уже его собственный смартфон с играми.
Больше познавательных каналов «Галилео», «Спроси у Альберта», «Семья почемучек», каналы о животных, хорошие мультфильмы, вроде советских «Капитана Врунгеля», «Острова сокровищ» и т.д. Иногда во время болезни ребенок ухитряется обогнать класс недели на три, потому что спокойно пишет себе, не нервничая, как правильно сократить слово «яблоко».
Будьте радостны, довольны, никого не бойтесь, воспринимайте все с юмором, и все будет хорошо.
НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ДЛЯ ШКОЛЫ
Школа все-таки друг, особенно если вам повезло с учительницей начальной школы, а хороших учителей немало. Но чтобы она была другом в еще большей степени, соблюдайте следующие правила
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПОКУПАЙТЕ РЕБЕНКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СМАРТФОН
Если он уже есть, не давайте его в школу и не устанавливайте на него игры. Дети, зависимые от смартфона, учатся намного хуже, они не социализированы, угнетены, мозг у них не отдыхает. На переменах они не носятся, а сидят по углам и «втыкают». У нашей любимой учительницы в школе есть даже понятие «игровая скамейка».
Это место, где двадцать грибков уткнулись в телефоны и где их надо искать, если они вдруг куда-то пропали. Им все время нужна новая игровая доза. Смартфон вызывает зависимость, подобную наркотической и даже опаснее, потому что с наркотической школа бы боролась и родители тоже, а тут пока отношение смазанное. Посмотрите в Сети «дофамин смартфон дети зависимость». В некоторых странах с этой формой зависимости уже в психушки кладут, и не без повода, надо сказать.
ЛОВИТЕ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТАЛАНТА
Пишите с ними вместе рассказы, сочинения, курсовые работы, научные работы. Школы обожают научные проекты, и творческому ребенку прощаются многие прегрешения против школьной программы. Есть малые академии наук даже. Работы же самые простые: как прорастает фасоль, например. Ребенок сажает фасолину в мокрую вату, фотографирует, наблюдает, потом пересаживает в землю, а потом делает научный проект, как фасоль растет.
Если смартфона у ребенка нет (смартфон — это вроде детской канализации, куда все смывается), то таланты и интересы будут возникать и вспыхивать регулярно. Потом некоторые будут исчезать и ложиться на дно, а другие останутся.
Ну сами увидите…
ОТДАВАЙТЕ НА ВСЕ КРУЖКИ, КУДА РЕБЕНОК ХОЧЕТ ХОДИТЬ САМ
Лучше, если они где-то рядом с домом. Идеально: школа, дом творчества. Очень дорогие не ищите.
Бесплатное дополнительное образование — та его часть, что еще осталась, — очень приличное по качеству, ничуть не хуже или даже лучше платного, как показывает практика. В детских библиотеках часто бывают кружки, кстати.
В ШКОЛАХ КРУЖКИ БЫВАЮТ ТОЖЕ, ЧТО ОЧЕНЬ УДОБНО
Ребенок учится не бояться школы как целого: этажей, классов, переходов, старшеклассников, других учителей. Школа становится для него домом, а это влияет и на учебу.
РАЗВИВАЙТЕ СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ
Слушайте больше аудиокниг. Через телефоны, в машине на флешке и т. д. Я часто об этом пишу, но это действительно чудо творит.
Каждое прозвучавшее слово прорастает в ребенке, как та самая фасоль из проекта. Послушайте, например, «Бунт пупсиков» с Аллой Човжик, или «Алису в Стране чудес», где поет Высоцкий. Результат увидите довольно быстро. После уже десятой аудиокниги формируется позитивная привычка.
ОБ АВТОРЕ
Дмитрий Емец
Филолог и писатель, автор более 30 книг. Основные книжные серии: «Таня Гроттер», «Мефодий Буслаев». «Школа ныряльщиков». Проблемам родительства и многодетных семей посвящены книги «Бунт пупсиков», «День карапузов», «Таинственный Ктототам». Женат, отец семерых детей.
Присылайте вопросы Дмитрию Емецу на nedelya@vm.ru с пометкой «Папа знает»