Антон Кульбачевский: Программа «Мой район» полностью изменит городскую среду
В октябре в Москве стартует новый проект «Наше дерево»: в 27 столичных лесопарках высадят более 2,3 тысячи именных деревьев в честь рожденных в этом году девочек и мальчиков. Семьям это память, а городу — польза. Как благоустройство и озеленение мегаполиса помогают регулировать климатические изменения, «ВМ» рассказал руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский.
— Антон Олегович, в Москве недавно прошел Третий климатический форум, какие вопросы обсудили эксперты?
— Изменение климата — это глобальная угроза, современный вызов, игнорировать который нельзя. Именно поэтому мы приглашаем российских и международных экспертов, представителей других регионов и стран, чтобы обсудить снижение выбросов парниковых газов, «зеленое» строительство. Нам важно поделиться друг с другом опытом, узнать, что делают города для устойчивого развития, и рассказать, что удалось сделать нам. А это немало. Все, кто посетил наш форум, удивлены тем позитивным изменениям, которые произошли в столице за последние несколько лет: город стал комфортным, дружелюбным, в нем хочется не только работать, но и жить, творить, отдыхать. Обозначить конкретные экологические проблемы и наметить эффективные сценарии их решения — в этом, пожалуй, и есть основная идея форума. Ведь в итоге мы хотим создать здоровую безопасную среду для жизни людей.
— Какими инновационными, экспериментальными решениями может поделиться Москва с другими городами и странами?
— Последние 10 лет Москва лидирует по темпам и масштабам происходящих в городе изменений. Этот процесс начался в центре столицы и сейчас сместился на периферию. Нельзя же один район сделать экологически чистым, а соседний оставить грязным и некомфортным. Поэтому программу «Моя улица» логично сменила программа «Мой район». Когда она будет реализована, городская среда полностью поменяется. Уровень комфорта выравняется, и в Москве не останется непрестижных районов. Думаю, такая программа, как «Мой район», не в каждом мегаполисе реализуется.
— А какие идеи от иностранных коллег может взять на вооружение Москва?
— Норвегия, Голландия, например, — страны — лидеры по развитию электротранспорта. Мы же только в начале пути: закупаем электробусы, создаем станции подзарядки для электромобилей. Конечно, прежде чем что-то внедрить, мы изучаем мировой опыт, думаем, как его можно применить в наших реалиях и при этом не повторить чужие ошибки. Наверное, поэтому тот путь, который кто-то проходит за 10–15 лет, нам удается преодолеть за 2–3 года. И в этом тоже наша московская особенность.
— В Климатическом форуме традиционно участвуют не только ученые, но и предприниматели. Какие идеи из тех, что они предлагают, можно применить или уже применяются на практике?
— У московских ученых, изобретателей всегда много экологических проектов, особенно по очистке воды. Взять, к примеру, реконструкцию Курьяновских очистных сооружений. Покрытия, которыми накрывают пруды-отстойники, чтобы не было неприятного запаха, разработали как раз российские производители.
— Москва подписала соглашение со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) о вступлении в программу «Регионы для здоровья», что она дает?
— Изменения климата влияют на параметры окружающей среды. А это в свою очередь сказывается на самочувствии людей — причем как физическом, так и психологическом. Замечали, наверное: когда долго нет солнца, мы грустим, когда оно выходит — начинаем радоваться. Состояние человека напрямую зависит от колебаний погодных условий. И соглашение с ВОЗ — это еще один шаг на пути максимальной адаптации инфраструктуры города к климатическим рискам.
— А что-то в этом направлении уже сделано?
— Конечно. На пленарном заседании открытия форума исполняющая обязанности председателя Европейского отделения ВОЗ доктор Пироска Остлин назвала Москву одним из основных мегаполисов Восточной Европы, который уверенно двигается по пути адаптации к климатическим изменениям. Мы начали анализировать экологическую статистику и данные о здоровье населения. Это очень важно, потому что 20 процентов факторов, влияющих на наше здоровье, — не медицинские показатели, а состояние окружающей среды. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, из-за климатических изменений в период с 2030-х по 2050-е годы может быть около 250 тысяч дополнительных смертей в год. Эта угроза особенно актуальна для больших городов, где за счет эффекта «острова тепла» температура может превышать климатическую норму до 15 градусов Цельсия. В таких условиях снижение объема вредных выбросов, в том числе парниковых газов, — жизненная необходимость. Именно поэтому Москва непрерывно совершенствует энергетическую систему, модернизирует промышленные предприятия, улучшает транспортную инфраструктуру.
— И какие это дает результаты?
— Суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с 2010 по 2018 год снизился почти на 22 процента, или более чем на 220 тысяч тонн, — с 1 миллиона до 780 тысяч тонн. Загрязнение воздуха в жилых кварталах в среднем снизилось в два раза.
— Климатические изменения приводят к опасным природным явлениям: аномальной жаре, ураганам, ливням, снегопадам. Понятно, что стихию не остановить, но как-то можно минимизировать негативный эффект? Что для этого делает город?
— Любые климатические изменения дают ощутимую нагрузку на экономику города. К примеру, сейчас у нас зимой выпадает больше снега. Просто сами зимы стали теплее, чаще происходят переходы через ноль. Если раньше резкие перепады температуры мы фиксировали раз-два в месяц, то сейчас — по два раза в день. Естественно, городу нужно больше сил, чтобы справиться с последствиями снегопада. На усиленное дежурство переходят все коммунальные службы. Точно так же, как и во время сильных дождей. К слову, сейчас город проводит реконструкцию ливневой канализации, чтобы предотвратить подтопления столичных улиц. Это к вопросу об адаптации инфраструктуры.
Но, конечно, самое главное — уберечь жителей от опасных метеорологических явлений. Поэтому в первую очередь мы работаем с оповещением горожан. Совместно с Росгидрометом разрабатываем систему раннего прогнозирования таких событий, МЧС рассылает предупреждения, Роспотребнадзор и медики выпускают рекомендации, как вести себя в тех или иных ситуациях, социальные учреждения оказывают посильную помощь. Например, во время сильной жары открывают специальные «комнаты прохлады», раздают на улице питьевую воду. Есть четко прописанный алгоритм действий для всех городских служб на случай любой аномалии: урагана, ледяных дождей и даже смерчей. Все это в комплексе и помогает свести к минимуму ущерб, нанесенный стихией.
— Поскольку экология тесно связана с экономикой, скажите, сколько столица тратит бюджетных средств на решение экологических задач?
— Город реализует 14 госпрограмм, из которых 7 — эколого ориентированные, то есть в них есть мероприятия, которые прямо или косвенно связаны с улучшением всех параметров окружающей среды, включая снижение уровня шумового и электромагнитного загрязнения. И на все эти программы уходит треть бюджета.
— По сравнению с другими мегаполисами это много или мало?
— Я считаю, это колоссальные деньги, но и положительный эффект ощутимый. Поэтому, на мой взгляд, цели и средства оправданны.
— Город развивается. Москва ставит рекорды по строительству недвижимости. И все эти объекты нужно обеспечивать теплом, электричеством… А как же парниковые газы и другие вредные выбросы?
— За счет внедрения мероприятий по энергоэффективности мы сэкономили более 21 процента природного газа. Получилось так, что мы уменьшили количество вредных выбросов и ввели 55 миллионов квадратных метров недвижимости, сохранив достигнутые показатели. И это не предел. У нас есть определенный задел, и, конечно, мы планируем совершенствоваться дальше.
— Какую роль в этом совершенствовании сыграют стандарты «зеленого», экологичного строительства?
— Одну из главных. Сейчас правительство РФ готовит справочники по «зеленым стандартам». Пока они носят рекомендательный характер, но в Москве уже применяются при строительстве различных зданий как инвесторами, так и в рамках Адресной инвестиционной программы. В основном это школы, больницы, детские сады. «Зеленые стандарты» также используют при возведении домов по программе реновации. Эти новостройки будут как минимум в два раза экологичнее старых пятиэтажек.
— Могут ли как-то знания о климатических рисках помочь при проектировании новых жилых кварталов?
— Климатические аспекты учитываются на всех стадиях строительства — от идеи проекта до его воплощения. Более того, есть эколого ориентированные планировочные решения — например, когда вы «разворачиваете» дом торцевой частью к аэропорту или любому другому шумному объекту.
— С 1 января 2020 года Москва переходит на раздельный сбор мусора. Как раз сейчас идет подготовка, но что-то уже сделано?
— В городе уже создано 5 тысяч точек раздельного сбора отходов, сейчас активно идет пиар-кампания, проходят разные просветительские и образовательные мероприятия. В частности, наш департамент каждый год приглашает москвичей поучаствовать в акции «Разделяй и используй». Вместе с Департаментом образования мы проводим в школах акции «Батарейки, сдавайтесь!» и «Бумажный бум». Рассказываем ребятам, почему макулатуру и отслужившие свой срок аккумуляторы важно не выкидывать в мусорное ведро, а отправлять на переработку. И вот сейчас у нас идет экспериментальная акция «Искусство ради экологии»: москвичи могут прийти на специальный пункт приема вторсырья, сдать упаковку, пластик, алюминиевые банки или стекло и получить билет в театр, на премьеру кинофильма, выступление любимого артиста или на модную выставку. Мне кажется, получился хороший симбиоз культуры и экологически полезной привычки. Возможно, из экспериментальной эта акция станет круглогодичной.
— Кто обычно участвует в подобных акциях? Получается ли привлечь к раздельному сбору мусора еще больше людей?
— Основные участники — москвичи в возрасте от 20 до 40 лет. Это наиболее активная часть наших жителей, молодые люди, которые не просто живут, учатся, работают в Москве, а задумываются о своем будущем, будущем своих детей, ну и просто любят свой город. Во многом благодаря им популярность экологических акций растет. Если взять, например, «Разделяй и используй», то в первый год акции мы собрали всего 2 тонны различных отходов, а в этом году уже более 40 тонн.
— Считается, что Москва — один из самых зеленых городов мира. Какие в этом направлении перспективы?
— Начнем с того, что Москва — единственный в мире мегаполис, где есть особо охраняемые природные территории. Думаю, коллеги из многих стран нам по-хорошему завидуют. В Голландии, например, сейчас восстанавливают болота, луга — биотопы, которые помогают природе удержать экологическое равновесие. В Москве же эта тема продумана изначально: у нас 18 тысяч гектаров особо охраняемых природных территорий и зеленых зон, которые находятся под защитой. И, что особенно важно, у нас есть потенциал для увеличения этих территорий. Я говорю о промзонах, которые сейчас переживают реорганизацию, где создаются новые парки. По прогнозам, к 2030 году площадь озелененных территорий столицы увеличится с 50 до 60 процентов. Это важно, ведь деревья, кустарники и другие растения не только очищают воздух, но и регулируют микроклимат. Согласно научным данным, под зелеными насаждениями влажность может быть выше на 15 процентов, что люди воспринимают как снижение температуры воздуха на 3–6 градусов. Это практически нейтрализует рост температуры над «запечатанными» в бетон и асфальт поверхностями.
— Как изменение климата влияет на биоразнообразие Москвы?
— В связи с потеплением, которое наблюдается последние 10 лет по всему миру, у нас появляются животные, обычно обитающие в более южных регионах. Летучие мыши, например. Также за последние два года в Москве увеличилась популяция лис, сегодня они часто встречаются на городских улицах. К жилым домам также выходят лоси и зайцы.
— И что делать жителю, если вдруг он встретил летучую мышь на балконе или лису во дворе?
— Ни в коем случае не мешать животному. Нужно понаблюдать за ним, убедиться, что у него нет явных травм, и дать ему спокойно уйти своей дорогой. Лучше всего избегать прямых контактов. Есть люди, которые считают, что если лиса забежала на детскую площадку, то ее можно погладить, как кошку или собаку. Но это не так. Она все равно остается диким животным, которое может и укусить, если почувствует опасность.
Читайте также: Андрей Бочкарев: Создаем комфортные условия для детей