Заместитель начальника Московского метрополитена по управлению персоналом Павел Ковалев открывает мемориальную доску в селе Николо-Березовка / Фото: Предоставлено пресс-службой

Привет потомкам метростроя. Экспедиция отправилась на родину тружеников

Общество

Состоялась третья научно-поисковая экспедиция Народного музея и общества коллекционеров «Наше метро» в Башкирию.

Небольшое село Николо-Березовка в Калтасинском районе Башкирии, куда отправилась экспедиция, сыграло заметную роль в истории столичного метро.

— В один из весенних дней 1933 года в Николо-Березовку приехал агитатор метростроя. Посланец столицы пламенной речью привлек добровольцев. В последующие годы башкирские метростроевцы внесли большой вклад в развитие республики, и их свершениями гордятся земляки, — сообщили в обществе коллекционеров «Наше метро».

Так, например, сирота Мухаметмур Фатиев научился при строительстве метро не только выполнять сложнейшие работы, но и стал прекрасным организатором, что помогло ему в будущем.

— В послевоенное время он, уже руководитель республиканского уровня, добился значительных успехов, — рассказала его дочь Маргарита.

На сохранившемся до наших дней доме, где был штаб добровольцев, отправлявшихся строить метрополитен, делегация из столицы установила памятную доску. Из Калтасинского района, цент ром которого было село Николо-Березовка, на строительство метро поехали более пяти тысяч человек. А это больше, чем из любого другого региона страны.

На строительство метро из сел Калтасинского района добровольно направлялись жители, предварительно прошедшие медицинскую комиссию. С каждым завербованным заключили договор на шесть месяцев.

Мемориальная доска в селе Николо-Березовка / Фото: Предоставлено пресс-службой

Метрострой взял на себя обязательство обеспечить калтасинцев жильем, питанием, культурно-массовыми мероприятиями и обучить специальностям.

Одновременно все колхозы района засеяли «метростроевский гектар», то есть поля, продукция с которых отправилась в Москву. Вербовка метростроителей из Башкирии велась только на территории Калтасинского района.

Нынешняя экспедиция метрополитена в республику принесла много полезной информации.

КСТАТИ

Есть легенда, что выемка в нижней части дверей первых вагонов метро появилась из-за попавшей туда пятки наркома Лазаря Кагановича, который приказал доработать конструкцию.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Единственным днем за всю историю, когда столичное метро не работало, было 16 октября 1941 года. Его планировали уничтожить, а оставшиеся вагоны и оборудование — вывезти. К вечеру приказ был отменен.

Читайте также: Сергей Собянин рассказал о строительстве станции метро «Лефортово»

amp-next-page separator