Фото: Дмитрий Рухлецкий, «Вечерняя Москва»

Психотерапевт объяснила, как понять, что у вас синдром Плюшкина и чем он опасен

Общество

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда пора выбросить сломанную или ненужную вещь, но жалко. Тяга к накопительству у некоторых людей переходит границы собственных балконов или кладовых и превращается в настоящую психологическую проблему, которой специалисты дали название — силлогомания или синдром Плюшкина. «Вечерняя Москва» решила выяснить, почему появляется такое расстройство и есть ли шансы от него избавиться.

Силлогоманией эксперты называют патологическое накопление, проявляющееся в сборе и хранении вещей, которые не используются в повседневной жизни. По словам психотерапевта Анны Аржанцевой, обычно это предметы домашнего обихода или их остатки.

— Человек, страдающий такого типа расстройством, ничем внешне не отличается от остальных. Но когда заходишь в его жилье, кажется, что ты где-то на свалке. Эти люди возводят настоящие стены из накопленных предметов, — продолжает специалист.

Жертва недуга создает большие препятствия для собственных социальных контактов и имеет немало проблем в общении с родственниками. Основным признаком болезни является маниакальное стремление к хранению вещей. Синдром Плюшкина был и раньше знаком психологам, но в 1966 году его классифицировали как самостоятельное заболевание. В 2013 году силлогомания была включена в 5-е издание диагностического пособия по умственным расстройствам.

Характерными признаками психического расстройства являются небрежное и безразличное отношение к собственной личности, сознательная изоляция от общества и патологическое накопление. Собирательство представляет собой разновидность мании и заключается в постоянном хранении в доме сломанных и ненужных вещей.

Развитие синдрома иногда приводит к тому, что больной начинает стаскивать в квартиру найденные даже на улице вещи. А это уже не просто неприятно, но и опасно для физического здоровья — на выброшенных предметах могут быть опасные бактерии.

Иностранные психологи обычно пользуются термином синдром Месси при описании заболевания в виде аномального накопления. Отечественные специалисты предпочитают озвучивать патологию по аналогии с одним из гоголевских героев из «Мертвых душ». Плюшкин весьма охотно покупал всякий хлам, и в его доме можно было даже обнаружить необходимый на все случаи жизни заплесневелый пряник. Синонимом озвученного явления считается диспозофобия, при которой человек не может выбросить даже ненужную ему вещь.

Причины возникновения аномального накопления могут быть разными. Оно может появиться вследствие различных травм или после потери близкого человека.

— Причина также может крыться в фобиях. Кто-то очень боится остаться голодным, — говорит Аржанцева. — Это больше свойственно людям старшего поколения, которые пережили перестройку, помнят период дефицита. Они начинают ценить малейшую вещь, каждую крошку хлеба. Это может эмоционально закрепиться и привести к привычке хранить все на черный день.

Социальная дезадаптация — еще одна причина, которая может вызвать недуг. Некоторые люди не могут считаться полноценными представителями социума из-за своего замкнутого характера. Из имеющихся у них домов они создают баррикады в виде ненужного хлама, визуально защищаясь таким необычным образом от внешнего мира.

Эксперты выделяют три стадии у этого заболевания:

Начальная фаза. Во время ее протекания наблюдается склонность человека к приобретению вещей, которые не относятся к предметам первой необходимости. Люди, которые склонны к силлогомании, не пропускают ни одну точку продаж дешевого товара самого разного вида. При этом они руководствуются не подсчетам экономии своего бюджета, а соображениями, что любая мелочь однозначно пригодится в будущем.

При средней фазе обычное накопление превращается в своего рода манию. При этой острой фазе лечение синдрома Плюшкина должно проводиться в обязательном порядке. Именно на пике формирования силлогомании начинается превращение собственного жилья в помойку из ненужных вещей.

Точка невозврата. Третья фаза развития синдрома является самым печальным зрелищем для любого постороннего наблюдателя. Жилье накопителя всякого хлама в этой стадии напоминает помойку, где царят ужасные антисанитарные условия.

Лечение данного расстройства невозможно без согласия больного. При этом особенно пожилые люди редко признают свою неправоту и само наличие болезни. Это означает, что родственникам приходится искать выход из ситуации самостоятельно. Например, можно попробовать убедить больного, что искать подборку старого журнала гораздо интереснее, чем захламлять квартиру старыми вещами. Конечно, родственники должны помогать «Плюшкину» с уборкой дома, следить, чтобы вещи не скапливались в больших количествах.

Но если мания накопления приобрела большие размеры, то надо даже ценой конфликта освобождать пространство от старых вещей. Если это будет происходить регулярно, то жертва синдрома со временем станет относиться к таким чисткам более спокойно.

В поисках решения, как избавиться от недуга, необходимо не размышлять, а действовать решительно для ликвидации душевной дисгармонии. Силлогомания только на первый взгляд кажется несущественной проблемой, но в итоге она может привести человека к депрессии и одиночеству. Не стоит лишний раз и забывать о том, что загроможденное жилье — это потенциальная угроза вспышки какого-нибудь заражения и, соответственно, жизнь больного тоже под угрозой.

Читайте также: Психиатр рассказал, как понять, что вы сходите с ума

amp-next-page separator