Антон Кульбачевский: Современных школьников беспокоят все экологические проблемы
Департамент природопользования и охраны окружающей среды столицы приглашает желающих принять участие в двух экологических конкурсах. О чем нужно знать конкурсантам, о неоправданной любви горожан к экзотическим питомцам, а также о самых злободневных экологических проблемах и их решениях «Вечерней Москве» рассказал глава ведомства Антон Кульбачевский.
— Антон Олегович, назовите три самые злободневные экологические проблемы для Москвы.
— Наверное, самая злободневная проблема, которая остается неизменной уже на протяжении многих лет, — загрязнение воздуха автотранспортом. Это глобальная проблема, из нее вытекают все остальные. Но есть и локальные. Например, на юго-востоке и востоке столицы в период неблагоприятных метеоусловий бывают превышения нормы содержания сероводорода в воздухе: присутствует неприятный запах. И третье — это состояние наших водных объектов.
— Что делают столичные власти, чтобы их решить?
— Мы подходим к решению всех этих проблем комплексно: из 14 государственных программ, которые реализуются в столице, 7 — экологоориентированные. Кроме того, в 2014 году в Москве был принят специальный документ, где прописаны основные принципы экологической политики города. Прежде всего это модернизация промышленных предприятий и развитие транспортной инфраструктуры. Чем меньше заторов на дорогах, тем меньше вредных выбросов поступает в атмосферу. За последние девять лет средняя скорость движения транспорта по городу выросла на 18 процентов. Конечно, это результат большой работы: с 2010 года в Москве построено более 820 километров дорог, свыше 250 мостов, тоннелей и эстакад.
Кроме того, принципиально изменилась доступность и комфортность общественного транспорта. Автобусы поехали по выделенным полосам, запустили Московское центральное кольцо, на карте метро с учетом МЦК появилось более 80 новых станций. Как результат — 68 процентов москвичей уже выбирают для поездок по столице общественный транспорт.
Обновляется и подвижной состав. Сегодня по городу курсируют автобусы только 4 и 5-го экологических классов. Мы постоянно контролируем качество моторного топлива, которое продают на автозаправках города.
В планах Москвы — дальнейшее снижение вредных выбросов от автотранспорта. На смену автобусам постепенно приходят электробусы. По маршрутам уже ходят порядка 120 электробусов. До конца года их количество вырастет до 300. А с 2021 года город будет закупать только электробусы. Сейчас в Москве создается электрозарядная инфраструктура, которой смогут пользоваться и владельцы электромобилей.
Если говорить о водоемах столицы, то у нас есть отдельная программа по улучшению качества воды, в том числе в Москве-реке. Вдоль реки обустраиваются общественные пространства, очищаются водоохранные зоны. Если еще 10– 15 лет назад в Москве-реке стабильно отмечались превышения по нефтепродуктам, особенно в центре города, где высокая плотность улично-дорожной сети и, соответственно, поверхностный сток более загрязненный, то сегодня таких превышений нет. Качество воды соответствует всем культурно-бытовым нормам.
Другая важная мера — масштабная модернизация одних из крупнейших в Европе Курьяновских очистных сооружений. После внедрения в 2015 году технологий глубокой очистки от биогенных элементов, загрязнение Москвы-реки аммонийным азотом, например, снизилось на 42 процента.
— Департамент природопользования продлил прием заявок на участие в экологических конкурсах. Тем, кто хочет попытать счастья, на что стоит обратить внимание и что нужно учитывать, прежде чем отправлять заявку?
— Самое главное — правильно заполнить форму и подать заявку не позже 22 ноября. Мы проводим два конкурса. Первый — на соискание премии в области охраны окружающей среды. Участники представляют свои экологические проекты, которые были реализованы не менее чем за год до начала конкурса. Еще одно условие — упоминание экологической инициативы в средствах массовой информации. Это могут быть и профильные издания. Оценивая проекты, мы будем учитывать актуальность, инновационность и эффективность предложенных решений. Также немаловажен вклад проекта в охрану окружающей среды и его социальная значимость.
Второй конкурс — на лучший проект благоустройства природных и озелененных территорий. Здесь речь идет о нереализованных проектах, которые были разработаны в 2018–2019 годах. Мы будем смотреть на оригинальность предложенных решений, их экологическую обоснованность, а также возможность реализации проектов с учетом перспектив градостроительного развития Москвы.
— Конкурсы проводятся с 2010 года. Помогли ли лауреаты премии в области охраны окружающей среды решить какие-либо экологические вопросы?
— Победители представляли проекты в разных областях экологии. Например, были энергоэффективные проекты с реальными положительными результатами. Так, в Мосэнерго полностью перевели ТЭЦ-22 с угля на природный газ. В итоге уменьшилось количество вредных выбросов в атмосферу, в том числе парниковых газов.
— А если говорить в масштабах города, каких успехов достигли столичные предприятия в сфере экологически чистых и энергосберегающих технологий?
— За последние восемь лет в Москве введено более 55 миллионов квадратных метров недвижимости без роста выработки тепла и потребления природного газа. Сэкономленным топливом мы вполне можем обеспечить теплом двухмиллионный город. Другими словами, около двух миллионов москвичей живут в безуглеродной среде.
— Энергетические предприятия Москвы постоянно модернизируются. А некоторые, уже отслужившие свой срок, становятся культурными объектами. Сейчас, например, идет реконструкция ГЭС-2 на Болотной набережной. Проектом предусмотрена установка на крыше солнечных батарей. Насколько оправдано в Москве использование энергии солнца?
— Перед нами, как и любым другим субъектом Российской Федерации, стоит задача по внедрению и увеличению количества используемых на территории города возобновляемых или нетрадиционных источников энергии. Москва — мегаполис северный, и, конечно, нагрузка на энергосистемы, особенно из-за сильных холодов зимой, довольно велика. Но сейчас говорить, что в недалеком будущем мы будем использовать только альтернативные источники энергии, нельзя. Хотя любой опыт, любой проект, который реализуется в этой сфере, для нас важен. Мы четко понимаем, какая доля этих источников у нас должна быть. А дальше — вопрос в технологиях, которые постоянно совершенствуются. Когда-нибудь альтернативные источники энергии станут дешевле ископаемых. Но пока их применение возможно только на каких-то локальных проектах. Это касается и солнечных батарей, которые со временем обязательно приживутся в Москве.
— Какую роль играют СМИ в решении экологических проблем города?
— СМИ — важный инструмент информирования населения. Они могут заострить проблему, сделать ее обсуждаемой. И для нас важно, чтобы вопросы экологии освещались грамотно — объективно и без напускной истерии. К тому же экология — точная наука, со своей терминологией, поэтому журналист выступает посредником между специалистами и читателями, для которых нужно написать понятный материал. Но сделать грамотную публикацию можно только, погрузившись в нашу тематику. Мы понимаем, как это порой бывает непросто, поэтому всегда сотрудничаем с журналистами, оказывая им необходимую помощь в подготовке статьи или сюжета. Кроме того, в 2013 году мы ввели отдельную номинацию для представителей СМИ в конкурсе на соискание премии в области охраны окружающей среды.
— Как часто истории, которые рассказывают журналисты, помогают вашему ведомству предотвратить выброс вредных веществ в атмосферу, спасти от вырубки лес или защитить животных?
— Мы постоянно мониторим прессу и, если видим сообщения о нарушениях, которые могут нанести ущерб окружающей среде, тут же проводим проверки. Вот, например, в сентябре жительница позвонила на радио и сообщила, что в гаражах на проспекте Мира содержат львенка. Мы попросили оставить заявку на общегородской горячей линии правительства Москвы, и после этого инспекторы вместе с полицией выехали на проверку. Подобные случаи с животными и птицами не такие уж и редкие.
— Как вы думаете, влияют ли такие истории на сознательность москвичей? Как часто горожане, например, заводят дома экзотов?
— Нет такого человека, который не любил бы животных, природу. Поэтому, да, такие истории, безусловно, привлекают к себе внимание, вызывают у читателей живой интерес. Но здесь важно не играть на чувствах людей, а пробуждать в них экологическое сознание. Если мы говорим об экзотах, то, к сожалению, пока у москвичей колоссальный спрос на необычных питомцев. Наверное, это все от недостатка общения с живой природой. Но содержать экзотов дома непросто, поэтому ежедневно на общегородскую горячую линию поступает по несколько сообщений о диких животных, которых обнаружили на улице или в подъезде. В такой ситуации важно донести до москвичей, чем опасна мода на экзотов для природы и самих людей. И в этом нам помогают в том числе СМИ.
— Экологическое просвещение — то, чем занимаетесь и вы, и конкурсанты. Какой формат взаимодействия с аудиторией самый действенный?
— Здесь нужен комплексный подход. Здорово, когда есть возможность подкрепить знания, полученные в книгах или в интернете, на практике. Для этого у нас есть экоцентры, в которых проводят просветительские занятия, экскурсии и познавательные прогулки по особо охраняемым природным территориям Москвы.
— Когда вы проводили экологический урок, приуроченный к Международному дню защиты животных, вы сказали, что в школах могут появиться еще несколько уроков по природе и экологии. Каким темам они будут посвящены?
— Проблемам экологии мегаполиса, в первую очередь Москвы, раздельному сбору отходов, водным объектам столицы, обращению с животными, а также флоре и фауне столичных парков. Думаю, вместе с коллегами из Департамента образования мы сформируем программу внеклассных уроков, которые будут проходить с участием определенных спикеров. И это не только экологи, сотрудники Мосприроды, но, возможно, и депутаты Мосгордумы, Госдумы, общественные деятели и медийные персоны, которые неравнодушны к вопросам экологии.
— А еще вы отметили, что современные дети задают далеко не детские вопросы. Какие аспекты экологии беспокоят школьников?
— Современных школьников беспокоят все экологические проблемы — начиная от вырубки лесов и заканчивая исчезновением редких видов животных. Обычно на встречах мы с ними говорим как на глобальные темы, так и обсуждаем повседневные вопросы: как правильно сортировать мусор, зачем на улице убирать за своими домашними питомцами и другие.
— Одна из тем, которая сейчас на слуху, — раздельный сбор мусора. Готовы ли москвичи к сортировке отходов?
— По нашим соцопросам, к раздельному сбору мусора готовы примерно 30 процентов жителей столицы. Другой вопрос, что в одночасье проблему с отходами все равно не решить. Для начала необходимо организовать не только сбор, но и переработку мусора. Иначе все это превратится в профанацию. Вот как раз в течение 2020 года мы и будем отрабатывать логистику, создавать недостающую инфраструктуру.
— И объяснять 70 процентам москвичей, почему это важно?
— Поверьте, в этом нет необходимости. Результаты соцопроса не выявили равнодушие москвичей, а показали нам количество активных горожан, многие из которых сами регулярно сдают на переработку ту же макулатуру. И их вполне достаточно, чтобы за ними потянулись все остальные.
— На первом этапе предлагают разделять мусор на два вида: пластик, бумага и все остальное. Этого достаточно?
— Да, потому что технологии, которые будут применяться и в Москве, и в других субъектах России, вполне позволяют сортировать и перерабатывать бумагу и пластик при условии, что органические и неорганические отходы попадают в разные баки.
— Какие еще полезные для экологии привычки должен воспитать в себе житель столицы?
— Экономить энергоресурсы — воду, электричество и газ. Ходить в магазин с холщовыми сумками, а не покупать на кассе полиэтиленовые пакеты. Если и использовать одноразовую упаковку, то только биоразлагаемую. Принимать участие в экологических акциях, в том числе в таких городских программах озеленения, как «Наше дерево» и «Миллион деревьев». Не мусорить. По возможности отказаться от поездок на автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. Больше ходить пешком, перемещаться по городу на общественном транспорте. Обращаться на нашу горячую линию, если видите незаконную торговлю или фотосессию с дикими животными. Любить природу и хотя бы иногда задумываться над экологическими проблемами, задавать себе вопрос: «Правильно ли я живу с точки зрения защиты окружающей среды?»
КСТАТИ
За последние десять лет в Москве высажено более шести миллионов деревьев и кустарников, из них более 2,5 миллиона появились в рамках акции «Миллион деревьев», которая проходит в городе с 2013 года. В этом году стартовала новая акция — «Наше дерево». Родители новорожденных детей могут подать заявку на высадку деревьев в парках столицы.
Так, до конца осени в 27 московских парках появятся более 2300 деревьев. Выбрать дерево для малыша смогут семьи, где хотя бы один родитель официально зарегистрирован в Москве. Подать заявку можно в течение трех лет с даты рождения малыша на сайте акции. Интерактивная карта поможет выбрать подходящее расположение для семейного дерева и его породу.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
На 21,3 процента, или 227,7 тысячи тонн снизился суммарный объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с 2010 по 2018 годы. Объем вредных выбросов от передвижных источников загрязнения сократился на 21,8 процента: с 1 миллиона тонн до 781,9 тысячи тонн. Загрязнение атмосферного воздуха нажилых территориях в среднем снизилось до двух раз. Оксида углерода стало меньше в 2,3 раза, мелких взвешенных частиц— в 1,8 раза.
Читайте также: Андрей Бочкарев: Набранные темпы строительства автомагистралей в Москве сохраним