Балтийский мятеж. Как замполит поднял восстание против государственного строя СССР
44 года назад на Балтийском флоте произошло немыслимое. Замполит противолодочного корабля «Сторожевой» Валерий Саблин поднял восстание против основ политического и государственного строя СССР.
Вечером 8 ноября 1975 года капитан 3-го ранга замполит Валерий Саблин зашел в каюту командира «Сторожевого», капитана 2-го ранга Анатолия Потульного, и доложил: — В помещении поста гидроакустиков происходят беспорядки! Когда Потульный спустился по трапу в рубку акустиков, за его спиной старший матрос Александр Шеин по приказу Саблина задраил клинкет (дверь. — «Вечерняя Москва»).
На столе запертый командир обнаружил записку от замполита:
— Извини, я не мог иначе. Придем к месту назначения, ты вправе будешь решать свою судьбу сам.
В армии и флоте традиционно не любили замполитов: кадровые политработники слабо знали корабельные специальности и морское дело вообще. Другое дело — Валерий Саблин, девять лет отслуживший корабельным артиллеристом на сторожевиках Северного и Черноморского флотов. Может быть, зря его отправляли в Москву переучиваться на политработника, потому что кризис мировоззрения настиг его именно там. Саблин потихоньку знакомил офицеров корабля со своими воззрениями, которые были сформированы им в достаточно стройную, хоть и наивную (в современном понимании) программу.
Большой противолодочный корабль «Сторожевой», пришедший в Ригу для участия в параде 7 ноября, должен был затем уйти в док Лиепаи. Так что ракеты и боеприпасы были выгружены на береговые склады. Замполит считал, что сам факт сдачи кораблем боеприпасов будет ясно свидетельствовать о мирных намерениях и не вызовет вооруженного столкновения. Заблокировав командира Потульного, Саблин выстроил команду и обратился к ней с горячей политической речью. А затем предложил не желающим участвовать в мятеже сойти на берег. Среди матросов таковых не нашлось. А вот почти половина мичманов и офицеров, отказавшись, отправилась в трюмные помещения. Пока корабль готовился к выходу, офицер-механик Фирсов смог перебраться на пришвартованную рядом подлодку. Так что адмирал флота Сергей Горшков и министр обороны СССР маршал Андрей Гречко узнали о ЧП, еще когда «Сторожевой» только выходил из Риги. Саблин держал курс на Кронштадт: он рассчитывал, что на военно-морской базе его поддержат.
Замполит со свойственной романтикам наивностью не сомневался: ему дадут доступ на Центральное телевидение и радио. Ключевой вопрос — что делать с властью страны — Саблин предлагал решить следующим образом:
— Нынешний государственный аппарат будет основательно очищен, а по некоторым узлам разбит и выброшен на свалку истории, так как он глубоко заражен семейственностью, взяточничеством, карьеризмом, высокомерен по отношению к народу, во-вторых, на свалку должна быть выброшена система выборов, превращающая народ в безликую массу. В-третьих, должны быть ликвидированы все условия, порождающие всесильность и бесконтрольность государственных органов со стороны народных масс.
Это — цитата из заявления, которое Саблин подготовил для выступления по телевидению.
В погоню за мятежным кораблем вышла эскадра «охотников» от Балтфлота и Морпогранохраны КГБ. Впрочем, моряки не стреляли, а сопровождали «Сторожевой», отслеживая его курс. Атаковать корабль предстояло 668-му бомбардировочному авиаполку из-под Юрмалы. Были опасения, что Саблин может уйти в воды Швеции и там попросить убежища. Один из Як-28 сумел первой же бомбой (что технически сложно) разрушить палубу «Сторожевого» в районе юта (кормовой части верхней палубы. — «ВМ») и заклинить руль. К этому моменту командир Потульный уже освободился с помощью матросов и, ворвавшись в ходовую рубку, выстрелил Саблину по ногам. Позже Потульный признался, что хотел расстрелять мятежника, но остановила мысль о суде. Впрочем, Саблина и так приговорили к расстрелу за измену Родине 3 августа 1976 года. Александр Шеин получил восемь лет тюрьмы. Группа офицеров и мичманов корабля получила взыскания по служебной и партийной линии, впоследствии их уволили в отставку. Экипаж «Сторожевого» был расформирован, корабль отправлен во Владивосток. В 1987 году «Сторожевой» перевели на Камчатку. 13 октября 2002 года флаг спустили, корабль был продан в Индию на металлолом.
В 1994 году военная коллегия Верховного суда России пересмотрела дело Саблина и Шеина. Статью об измене Родине переквалифицировали на статьи о воинских преступлениях (превышение власти, неповиновение и сопротивление начальству), по совокупности тянувшие на 10 лет лишения свободы. При этом судьи записали в решении отдельной строкой, что полной реабилитации Саблин и Шеин не подлежат.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Шигин, писатель, автор книги «Мятежный «Сторожевой»:
— Восстание Валерия Саблина на «Сторожевом» было пробным камнем, запущенным в адрес советской власти, чтобы посмотреть, прогнется она или нет. Но власть не прогнулась и очень жестко отреагировала. Саблин заявил на следствии, что в мире есть три великих человека: Карл Маркс, Владимир Ленин и он сам. Маркс теоретически обосновал построение коммунизма, Ленин воплотил в жизнь построение социализма в отдельно взятой стране, а Саблин обосновал и был готов воплотить в жизнь построение коммунизма в отдельно взятой стране. Его идея заключалась в том, что старое поколение в руководстве страной исчерпало интеллектуальные и духовные ресурсы, его надо уничтожить и вывести молодежь на баррикады. Как бы то ни было, подставлять под бомбы сотни ни в чем не повинных людей — подлость. Я считаю, что государство отреагировало адекватно, а наказание для остальных участников мятежа оказалось на редкость снисходительным.
КСТАТИ
Восстание на «Сторожевом» частично (наряду с бегством в Швецию офицера ВМФ СССР Йонаса Плешкиса) легло в основу романа американского писателя Тома Кленси «Охота за «Красным Октябрем», который был экранизирован в 1990 году. Главную роль в фильме сыграл знаменитый «Джеймс Бонд» Шон Коннери.
Читайте также: Ученый Батыгин рассказал Дудю о популярности Гагарина в США