Правозащитники рассказали, как не стать жертвой таксиста-мошенника
Полиция проверяет информацию о таксисте, который взял с пассажиров 14 тысяч рублей за поездку протяженностью в 3 километра, сообщает АГН «Москва». Супружеская пара из Воронежа поймала на Арбате такси и доехала до Скатертного переулка. После поездки водитель, угрожая клиентам, потребовал крупную сумму и, получив банковскую карту, списал с нее 14 тысяч рублей.
«Вечерняя Москва» решила узнать у экспертов, как обезопасить себя во время поездки в такси и не стать жертвой водителей-мошенников. Председатель общественного движения «Форум такси» и создатель сайта «Такси-форум» Олег Амосов рассказал корреспонденту «Вечерней Москвы», почему в последнее время таксисты стали чаще конфликтовать с пассажирами:
— Криминал в такси был всегда. Более того, наклонность к противоправным деяниям могут проявлять как таксисты, так и пассажиры. Ведь те, кто находится в розыске или имеет при себе что-либо незаконное, предпочитает добираться не общественным транспортом, минуя множество полицейских и вероятные проверки, например, на входе метро, а в автомобиле как пассажиры.
Профессиональный таксист объяснил, что ранее таксисты выходили на рейсы, устроившись на работу через таксопарк. Они проходили проверку, заключали договор, контролировались работодателем. Сегодня такой практики нет и автолюбитель может стать таксистом, скачав приложение. Система упрощена, и водители малоконтролируемы, хотя в агрегаторах предусмотрены отзывы и оценки.
Амосов заметил, что 10 лет назад в Москве было порядка 20 тысяч машин такси. Сегодня, по его словам, на улицы столицы выезжают от 60 до 80 тысяч автомобилей, задействованных в извозе. Такси стало доступнее и дешевле, способы заказа через агрегатор просты и удобны, но это влечет и снижение контроля над перевозчиками. Эксперт посетовал, что заработки таксистов снизились, «текучка» большая, много не только иногородних, но и иностранцев — лиц, приезжающих в основном из азиатских республик, ранее входивших в состав СССР. Нередко они имеют международные права сомнительного происхождения, не очень хорошо говорят по-русски и еще хуже водят машину. «Некоторые из них светофор видят впервые!» — заметил эксперт. Отсюда, по мнению Амосова, увеличение случаев ДТП на дорогах и происшествия с пассажирами.
— Что касается конкретно скандала с парой из Воронежа… Водитель, если он индивидуальный предприниматель, может выстраивать маршрут и ценообразование самостоятельно. Но условия тарифа вместе с фото и личными данными таксиста, а также названием и телефоном ответственного органа, выдавшего разрешение перевозчику, должны быть наклеены на «торпеду» — панель внутри салона. Это регламентируется уставом автомобильного транспорта. Если информация отсутствует, перевозчик штрафуется на крупную сумму, штраф доходит до 30 тысяч рублей. Дополнительно, чтобы предотвратить недоразумения, надо уточнить у водителя цену поездки, заключить устный договор! — отметил Амосов.
Эксперт также посоветовал в начале поездки делать скрин экрана с ценой поездки. Он предупредил, что существуют способы во время движения ее изменить, и иногда водитель это может сделать.
Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин, в свою очередь, отметил, что многое зависит от способа заказа такси — через фирму или с помощью интернет-агрегатора.
— Сегодня чаще такси вызывают через приложение. После внесения начальной и конечной точек маршрута на экране появляется информация по ценовым предложениям.
Правозащитник заявил, что если после обозначения цены перевозки и вашей посадки в такси водитель увеличивает оплату или отказывается везти, пытаясь вас высадить, не довезя до конечного пункта, следует немедленно вызывать полицию. В случае, если пассажир вызвал такси, не назвав конечный пункт, ситуация несколько усложняется. Водитель может после доставки начать спорить, говорить, что данные были даны неточно.
— Нередко конфликты возникают как следствие грубости или несобранности пассажира. Несколько изменений маршрута по ходу поездки по инициативе пассажира, советы по управлению и режиму езды накаляют ситуацию, водитель должен быть выдержан, однако человеческий фактор может сыграть свою роль.
Егармин заметил, что в любых ситуациях с попыткой обмануть вас следует привлекать полицейских — писать заявление, инициировать разбирательство. Возможно, требования пострадавшего не встретят большого энтузиазма со стороны полицейских. В таком случае, по словам правозащитника, надо настаивать и говорить, что ваши права ущемлены, требовать, чтобы они приняли заявление. Настойчивые люди всегда добиваются своего и этим помогают другим гражданам.
— Безусловно, информацию про обманутую на 14 тысяч рублей семейную пару надо тщательно проверить. Такое поведение водителей — редкость, необходимо выяснить, как все было на самом деле! — добавил правозащитник.
Читайте также: Таксист в Кирове спас пенсионерку от телефонных мошенников