Отмеченный императором: 220 лет исполняется со дня рождения Карла Брюллова
23 декабря исполняется 220 лет со дня рождения великого русского монументалиста Карла Брюллова. Он был единственным художником, удостоенным при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня лично из рук императора. За картину «Последний день Помпеи» его назвали «первой кистью государства». Путь живописца был предрешен строгим отцом с раннего детства...
Имя Карла Брюллова выделяется в ряду корифеев мировой живописи. В его портфолио — масштабная галерея из двухсот парадных и камерных портретов двора императора. В родной Северной столице им полностью расписан купол Исаакиевского собора площадью восемьсот квадратных метров. Стоя на лесах, живописец шутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!»
Способность «опрятно рисовать» художник выработал в себе с раннего детства благодаря ежедневной муштровке отца — скульптора французского происхождения Павла Брюлло. Подростка Карла могли не пустить к обеденному столу, пока он не напишет нужное количество животных и человеческих фигур. За оплошности в детских заданиях строго наказывали. Позже Брюллов вспоминал, что «воспитание без излишеств» помогло ему в 16 лет без экзаменов поступить в Петербургскую академию художеств и учиться там лучше всех сверстников. Преподаватели рано позволили Брюллову писать собственные полотна, в то время как его однокурсники еще копировали учительские картины.
— Брюллов в своих юношеских упражнениях выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка: он умел придавать формам человеческого тела жизнь, грацию и наполненность смыслом, которые были незнакомы ученикам академии в полной мере, — говорит искусствовед Андрей Сомов.
Художник прожил в Италии 12 лет и создал сотню портретов итальянской интеллигенции, а также членов императорской семьи и русской знати, отдыхающих на побережье.
В 1835 году Брюллов прибыл в Москву, где устраивались вечера в его честь. Там он познакомился с Александром Пушкиным. Поэт в письме жене писал: «Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. Он настоящий художник и добрый малый».
Лучшие работы
— «Голова Вакха» (1811 г.)
— «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.)
— «Итальянское утро» (1823 г.)
— «Надежда, питающая любовь» (1824 г.)
— «Прерванное свидание» (1827 г.)
— «Итальянский полдень» (1831 г.)
— «Всадница» (1832 г.)
— «Вирсавия» (1832 г.)
— «Последний день Помпеи» (1833 г.)
Читайте также: Спектакль о предыстории Щелкунчика покажут в Большом театре