Автопортрет Карла Брюллова, 1848 год / Фото: Wikipedia/Общественное достояние

Отмеченный императором: 220 лет исполняется со дня рождения Карла Брюллова

Общество

23 декабря исполняется 220 лет со дня рождения великого русского монументалиста Карла Брюллова. Он был единственным художником, удостоенным при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня лично из рук императора. За картину «Последний день Помпеи» его назвали «первой кистью государства». Путь живописца был предрешен строгим отцом с раннего детства...

Имя Карла Брюллова выделяется в ряду корифеев мировой живописи. В его портфолио — масштабная галерея из двухсот парадных и камерных портретов двора императора. В родной Северной столице им полностью расписан купол Исаакиевского собора площадью восемьсот квадратных метров. Стоя на лесах, живописец шутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!»

Способность «опрятно рисовать» художник выработал в себе с раннего детства благодаря ежедневной муштровке отца — скульптора французского происхождения Павла Брюлло. Подростка Карла могли не пустить к обеденному столу, пока он не напишет нужное количество животных и человеческих фигур. За оплошности в детских заданиях строго наказывали. Позже Брюллов вспоминал, что «воспитание без излишеств» помогло ему в 16 лет без экзаменов поступить в Петербургскую академию художеств и учиться там лучше всех сверстников. Преподаватели рано позволили Брюллову писать собственные полотна, в то время как его однокурсники еще копировали учительские картины.

— Брюллов в своих юношеских упражнениях выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка: он умел придавать формам человеческого тела жизнь, грацию и наполненность смыслом, которые были незнакомы ученикам академии в полной мере, — говорит искусствовед Андрей Сомов.

Художник прожил в Италии 12 лет и создал сотню портретов итальянской интеллигенции, а также членов императорской семьи и русской знати, отдыхающих на побережье.

В 1835 году Брюллов прибыл в Москву, где устраивались вечера в его честь. Там он познакомился с Александром Пушкиным. Поэт в письме жене писал: «Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. Он настоящий художник и добрый малый».

Лучшие работы

— «Голова Вакха» (1811 г.)

— «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.)

— «Итальянское утро» (1823 г.)

— «Надежда, питающая любовь» (1824 г.)

— «Прерванное свидание» (1827 г.)

— «Итальянский полдень» (1831 г.)

— «Всадница» (1832 г.)

— «Вирсавия» (1832 г.)

— «Последний день Помпеи» (1833 г.)

Читайте также: Спектакль о предыстории Щелкунчика покажут в Большом театре

amp-next-page separator