Во время летных испытаний крыло Су-57 постепенно подвергалось перегрузке / Фото: Скриншот видео

Крушение Су-57: технические неполадки или вина пилота

Общество

В Хабаровском крае разбился первый серийный Су-57. Истребитель пятого поколения взорвался при падении. Авиакатастрофа произошла в 111 км от аэропорта Дземги. Пилоту удалось катапультироваться. В обстоятельствах крушения разбирается спецкомиссия. Пока выдвинуты две версии: первая — ошибка пилота, вторая — неполадки с двигателем первого этапа АЛ-41Ф1 (изделие 117).

Опрошенные «Вечерней Москвой» авиаэксперты склоняются к человеческому фактору. При этом они указали на то, что избежать аварий при тестировании новой техники практически невозможно.

Человеческий фактор или отказ двигателя

— Возможно, это ошибка пилота. Техника новая. Авионика еще не откалибрована. Каким образом пилот ввел самолет в какой режим и что испытывал, предстоит установить комиссии. Из критических точек мы имеем работу силовой установки. Но двигатель был проверен в «десятой степени», в любых режимах. Вероятно, произошли сбои в авионике. Нужно выяснить, как оператор управлял, чего он требовал от воздушного судна, — отметил военный эксперт Александр Артамонов.

Он уточнил, что пилот мог ввести самолет в «некий закритичный режим» и не до конца понял, каким образом управлять машиной в данной ситуации. При этом спикер уточнил, что это всего лишь гипотеза. Для более-менее точной оценки нужны хоть какие-то материалы, например, запись полета.

Заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов допускает обе версии.

— В принципе есть технические ошибки или недоработки. Но они тоже связаны с человеческим фактором. Люди и управляют, и готовят на земле авиационную технику. Все равно все в конечном счете зависит от человека. Все-таки там было и что-то, что возбудило аварийную ситуацию — отказ техники, — заметил заслуженный военный летчик РФ.

Это уже третий, но самый серьезный инцидент с Су-57. В 2001 году на авиасалоне МАКС в Жуковском произошел выпуск тормозного парашюта из-за сбоя в работе автоматики силовой установки. Второй неудачный случай состоялся тоже в Жуковском в 2014-м. Тогда произошли задымление и локальное возгорание над правым воздухозаборником.

Без аварий испытаний не бывает

Оба специалиста обратили внимание на то, что Су-57 — новая машина. И без аварий испытание новой техники никогда не обходится.

— Любая машина проходит тестирование. Аварии неминуемы при разработке новой техники. Идет наработка на ошибку, на отказ той или иной системы, — подчеркнул военный эксперт Артамонов.

Он напомнил, что американский аналог F-35 тестируется уже более пяти лет во всех режимах. И тем не менее американцы говорят, что модель недоработана. Тестирование уже «затягивается».

— В случае с Су-57 еще рано о чем-то говорить. Его испытания идут год. Это нормальный срок, — добавил военный обозреватель.

Попов тоже заявил о необходимости нарабатывать эксплуатационный опыт, опыт пилотирования и боевого применения.

— Летчикам и техникам-инженерам нужно учиться его обслуживать. На тренажерах не натренируешься. Можно отработать какие-то технологические параметры и способы — как включать, выключать, заправлять, подвешивать боеприпасы. Но все познается в динамике, только при организации полетов. Это мировая практика. Ошибки выявляются на практике. Все нюансы отработать в теории невозможно. Нужна интенсивная эксплуатация. Разовые полеты ничего не значат, — подметил Попов.

Что лучше: F-35 или Cу-57

Александр Артамонов считает сравнение несколько некорректным. Ведь F-35 появился намного раньше Су-57. Поэтому российский истребитель заведомо находится в выигрышном положении.

— У Су-57 лучшие РЛС, почти полный обзор смыкающихся передней и задней полусфер. У F-35 есть мертвые боковые зоны. У Су-57 более чувствительная система обнаружения цели и облучения. Он может сопровождать большее количество целей и засекать их на 100 км раньше, чем F-35. В ближнем бою у Су-57 лучшая маневренность, — пояснил эксперт.

Американский журнал The National Interest сравнивал два самолета и тоже отдал предпочтение российскому.

— Единственное превосходство F-35 — он более неуловимый за счет «стелс-технологий». Американские военные эксперты шутят, что F-35 должен быть более неуязвимым, чтобы его не заметил Су-57, который имеет превосходство в ближнем бою, — заключил Артамонов.

По подвеске и скорости две машины сопоставимы.

Заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов обратил внимание на концепцию строительства этих истребителей. В российском приоритеты расставлены в следующем порядке: маневренность — боевое применение — малозаметность. У F-35 все наоборот: малозаметность — боевое применение — маневренность.

Читайте также: СМИ раскрыли кодовое обозначение НАТО для Су-57

amp-next-page separator