Прошлым летом на отдыхе не брал в руки инструмент двадцать дней / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Юрий Башмет: Размер гонорара не влияет на качество концертов

Общество

Сейчас проходит еврейский праздник света — Ханука, который завершится 30 декабря. В Еврейском религиозно-культурном центре «Жуковка» состоялся благотворительный концерт Юрия Башмета и оркестра «Солисты Москвы».

Маэстро подготовил специальную программу: традиционная и новая, старинная и современная музыка в исполнении одного из самых блистательных камерных коллективов мира, лауреата премии «Грэмми». Концерт сопровождался сопутствующими рассказами о создании каждого произведения и ответами от маэстро на личные вопросы в формате камерного интервью.

Юрий Абрамович, расскажите, кто, помимо родителей, сыграл ключевую роль в вашем творческом становлении в подростковом возрасте?

Это мой дедушка — Борис Абрамович. Он всегда поддерживал меня морально и финансово в студенческие годы. Однажды на семейном празднике мой родной дядя Саша обратился к нему: «Боря, зачем ты продолжаешь посылать Юре деньги, когда он уже давно окончил консерваторию?». На что дедушка остроумно ответил: «Консерваторию-то он окончил, а кушать-то — нет!»

В начале своего творческого пути вы участвовали в рок-группе. Что послужило переломным моментом, чтобы отправиться из Львова в Москву и заняться классической музыкой?

— Рокер бывшим не бывает, и в душе все равно остается этот дух. В мои юношеские годы был распространен такой музыкальный тип людей, как «слухачи»: не зная нот, все играли на гитаре «Битлз». Львов был последним культурным центром перед границей СССР, и там часто проходили фестивали между местными группами и приезжими. Переломной точкой смены моей музыкальной деятельности послужило прекращение существования группы «Битлз». Для меня погасла сверхзадача, и я просто не знал, как жить дальше. На тот момент главную роль в моей судьбе сыграл, не поверите, Владимир Ильич Ленин, учитывая, что я не был членом Коммунистической партии. В Киеве был объявлен музыкальный конкурс, посвященный столетию со дня рождения вождя пролетариата. Со всех уголков Украины приехали лучшие ученики консерваторий. Полгода я готовился к этому выступлению. В итоге оказался в ряду победителей. После чего я уже точно решил поступать в Московскую консерваторию.

Рокер бывшим не бывает, и в душе все равно остается этот дух / Фото: Владимир Новиков / Вечерняя Москва

Посоветуйте родителям, как распознать музыкальный талант в своем ребенке.

— Здесь не нужны излишние догадки, фантазии и иллюзии. Мы не можем предвидеть судьбу маленького человека. Главная задача родителей — подготовить почву для творческой свободы, а уже потом наблюдать и улавливать малейшие сигналы, которые посылает ребенок. Причем в абсолютно разных сферах, не обязательно в музыке.

Какое максимальное время вы не брали в руки музыкальный инструмент?

— Прошлым летом на отдыхе не брал в руки инструмент двадцать дней. Это максимум.

Юрий Абрамович, когда лично для вас заканчивается творчество и начинается бизнес?

— Вопрос сложный. Когда есть большой коллектив, то ответственность за его содержание, безусловно, колоссальная. Никогда размер гонорара не влияет на качество и трактовку исполнения наших концертов. Зачастую бесплатные благотворительные концерты проходят как-то душевнее, теплее, чем выступления с большими гонорарами. Однажды со мной произошел курьезный случай, когда я реально не хотел лететь в декабре в НьюЙорк ради одного концертного дня. В Москве на тот момент мы проводили декабрьские вечера Рихтера в Пушкинском музее, и мне не хотелось отрываться от музыкального процесса, творчества. Я отказывался от встречи под любым предлогом, даже когда к гонорару прибавился в конце дополнительный ноль. В итоге через несколько дней меня все-таки уговорили. И самое интересное — когда мы прилетели, выяснилось, что выступать нам нужно было всего лишь одиннадцать минут.

СПРАВКА

Юрий Башмет — российский альтист, дирижер, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1991). Лауреат Государственной премии СССР (1986) и четырех Государственных премий РФ (1993, 1995, 2000, 2013), а также премии «Грэмми» (2008).

Читайте также: Главред «Огонька»: Какие бы ни появлялись новации, человечество не глупеет

amp-next-page separator