Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева / Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

Бизнес-омбудсмен: Количество обращений предпринимателей увеличилось в пять раз

Общество

Наступающий год объявлен Годом предпринимательства. За несколько дней до 2020-го о победах, проблемах и планах «Вечерней Москве» рассказала уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева.

— Татьяна Вадимовна, несколько дней осталось до конца года. В это время принято подводить итоги. Что вы считаете своим самым большим успехом 2019 года?

— С нуля была выстроена инфраструктура института Уполномоченного, целая экосистема, главным достоянием которой стали люди. Сейчас в команде омбудсмена работает более 300 общественных помощников, наших представителей в каждом секторе экономики города. Главный элемент инфраструктуры — общественный совет, куда входят более 90 руководителей отраслевых объединений, эксперты, представители органов власти разных уровней, правоохранительного и силового блоков. Мы создали институт Pro Bono publico, под эгидой почти 90 юристов и адвокатов безвозмездно предоставляют предпринимателям свои услуги. Появилась Палата общественных омбудсменов — это 90 владельцев бизнеса, которые, опять же, на общественных началах занимаются развитием предпринимательства. Мы также открыли 10 общественных приемных, куда поступают обращения предпринимателей «с земли».

— Очевидно, сделано много, но есть ли проект, которым вы особенно гордитесь?

— Это Центр примирительных процедур (медиации), созданный для того, чтобы предприниматели не тратили на судебную волокиту время и деньги и решали споры между собой в досудебном порядке. В сентябре 2019 года был также открыт Центр общественных процедур «Защита бизнеса». Функция Центра - разбирать самые сложные кейсы уголовного преследования предпринимателей, а также проводить собственную независимую оценку по делам преследуемых предпринимателей и на ее основе выстраивать диалог с правоохранительными и судебными органами, институтами государственной власти. Этот центр входит в систему центров «Бизнес против коррупции», работающих в разных регионах России.

— Ваша активность востребована в предпринимательской среде?

— Да, конечно, но Москва отличается от других регионов. Здесь предприниматель может себе позволить и собственных юристов, и адвокатов, поэтому обращается к уполномоченному, когда, как говорится, уже «все плохо».

В 2019 году количество письменных обращений в Аппарат Уполномоченного выросло в два раза, количество устных обращений увеличилось в пять раз по сравнению с 2018 годом.

Институт Уполномоченного стал заметным. Порой предприниматели приходят спросить, где взять денег, как получить господдержку. Я сначала не понимала, почему они идут с вопросами, ответы на которые легко найти в интернете. А потом поняла: предпринимателю важно не столько получить информацию, сколько быть включенным в повестку. Они приходят с мелкими вопросами, а потом предлагают проекты.

И мы организуем для них встречи с министрами правительства Москвы, выносим вопросы на рассмотрение в Палату общественных омбудсменов, в рабочие группы, которых у нас 22.

— Чего же ждать в следующем году?

— Запустим проектную деятельность. У нас есть проекты по экологии, по международной кооперации, в сфере ретейла, социальной среды. Социальный блок, кстати, очень мощный. Им занимается отдельная рабочая группа. На 2020 год запланировали тесную работу с гостиницами, хостелами и медицинским частным бизнесом. По аналогии с работой с ресторанами, которую мы вели в этом году. Индустрия гостеприимства как сектор экономики в Москве в приоритете. У нас есть омбудсмен по ресторанному бизнесу, который на равных работает со всем ресторанным сообществом Москвы.

— А какие специфические проблемы у столичного бизнеса?

— Одна из главных проблем - автоблокировка счетов, 115-ый ФЗ (О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма). Наши общественные уполномоченные ведут переговоры с банками, чтобы минимизировать санкции и снизить давление на предпринимателей со стороны банковского сектора. Мной прорабатываются законодательные инициативы о внесении изменений в 115 ФЗ.

Ну и конечно, мы сталкиваемся с необоснованным уголовным преследованием предпринимателей. Я ежемесячно посещаю СИЗО, разговариваю с людьми, которые там ждут суда. Бизнес их рушится на глазах. После пребывания в СИЗО деловую репутацию не восстановить. Все, что мы можем сделать на этом этапе – это пытаться добиться изменения меры пресечения с заключения под стражу на домашний арест или залог.

Ну и нет пока ярких побед в решении проблемы, связанной с применением статьи 210 УК РФ (Организация преступного сообщества).

Согласно полученным мною из ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве сведениям о количестве преступлений и эпизодов, предусмотренных ст. 210 УК РФ, выявленных либо раскрытых подразделениями ЭБиПК (экономической безопасности и противодействия коррупции) в городе Москве за девять месяцев 2019 года: выявлено 37 преступлений, из них 18 эпизодов общеуголовной направленности, а также 19 эпизодов по экономическим преступлениям.

Кроме того, за девять месяцев 2019 года в городе Москве направлены в суд уголовные дела по 21 преступлению по ст. 210 УК РФ, из которых 9 эпизодов общеуголовной направленности, а также 12 эпизодов экономической направленности.

Прослеживается тенденция со стороны правоохранительных органов о злоупотреблении при избрании меры пресечения в отношении предпринимателей, а именно заключению их под стражу, а не домашний арест. При этом правоохранители могут искусственно создать видимость совершения тяжкого и особо тяжкого преступления для заключения под стражу и ее дальнейшего продления, а также продления сроков предварительного следствия, по уголовным делам, где инкриминируемые преступления явно связаны с предпринимательской деятельностью.

Указанные действия дают возможность оказывать влияние, как на владельцев и руководителей компании, так и на ее сотрудников, и получать «нужные» показания.

Таким образом, почти любое ООО можно «подвести» по 210-ую. Нужно ликвидировать пробелы в законодательстве. Именно поэтому рабочей группой по уголовному процессу при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве с учетом вышеизложенной проблематики была проведена большая работа и подготовлены несколько вариантов законопроектов, направленных на ограждение предпринимателей от необоснованного вменения им преступного сообщества. Рабочей группой также принято решение доработки ст. 35 УК РФ, в которой необходимо разграничить организованные группы и преступные сообщества от коммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законом порядке и имеющих ряд других характерных отличий. Полагаю, что доработанный вариант сможет соблюсти баланс интересов, защитив при этом предпринимателей.

СПРАВКА «ВМ»

Татьяна Минеева родилась в 1980 году в Астрахани. Кандидат экономических наук. Работала в правительстве Астраханской области, Агентстве стратегических инициатив. Вице-президент«Деловой России», председатель Общественного совета при Департаменте образования Москве, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве.

Читайте также: Виктор Порохня: Благодаря Гагарину я осилил математику

amp-next-page separator