Варвара Яхина: Сейчас в моей коллекции около 700 снежных шаров
Каждый день в метро встречаются чужие друг другу люди. В этой рубрике мы знакомим читателей с теми, с кем однажды им будет по пути. Сегодня это коллекционер Варвара Яхина.
Когда московская зима снегом не балует, можно перевернуть шар и посмотреть, как снежинки медленно падают на игрушечное здание МГУ или Спасскую башню. Коллекционер Варвара Яхина рассказала «Вечерке», что для нее эти вещи — не просто безделушки на полке.
— Варвара, когда появился самый первый шар?
— В 2003 году одноклассница мне подарила шар с медведем, а потом еще друзья подарили четыре. Тогда я, конечно, еще не думала ни о какой коллекции, но у меня за довольно короткий срок оказалось пять шаров. А потом уже если ездила куда-то, то покупала не магниты или тарелочки, а снежные шары. Они мне еще с детства нравились — из всяких семейных американских фильмов — было в них какое-то очарование. Но в девяностых у нас таких безделушек еще не было, а позже, когда их к нам стали привозить и в России стали делать снежные шары, они появились и у меня.
— Сколько всего шаров насчитывает коллекция?
— Сейчас около семисот. Это не считая повторяющихся, проданных или обменянных. Еще я много шаров раздала — чтобы сосредоточиться на своей теме. Да и хранить такое количество уже становится сложно.
— Сколько же их было на пике?
— Больше тысячи.
— А какая тема у вашей коллекции?
— Города и страны. Но я, конечно же, сохраняю в коллекции шары, которые мне очень нравятся или которые подарены мне близкими людьми — не важно, про что этот шар. На подарках я снизу наклеиваю имя — от кого он мне достался, и когда протираю или переворачиваю — вспоминаю человека. Кстати, шары любят чтобы их время от времени переворачивали — тогда они не мутнеют, не застаиваются. Разумеется, хочется иметь коллекционные шары из лимитированных серий, просто редкие. Например, у меня есть шар с коллекционной монеткой внутри — ограниченный тираж, и он мне дорог еще потому, что как бы соединяет две коллекции — с детства у меня осталась коллекция монет. Конечно, не серьезная, но все равно это приятно. Или серия олимпийских шаров с зимних Игр 2018 года.
— А сколько всего стран уже есть в коллекции?
— Включая Россию — 88. Россия — это отдельная категория: у меня цель собрать все субъекты федерации. Пока что не хватает много — 21.
— А остальные 87 стран — везде сами побывали?
— Хотелось бы, но нет. Привозят друзья, родственники. Обмениваемся с коллегами или продаем. В Индонезии российские шары, например, редкость. В Шотландию я что-то отправляла. А среди отечественных коллекционеров редки, например, Гватемала, Бразилия, Иран. Все те страны, куда мы редко ездим.
— Заказной шар — это не спортивно?
— Да. На заказ сделать можно что угодно, но цель ведь собрать то, что существует.
— Московских шаров, наверное, много разных?
— Не то чтобы много — всего семь. Их, конечно, больше в природе, но они не слишком отличаются в оформлении — чаще всего либо внутри, либо в роли подставки появляется Кремль. Так что два десятка почти одинаковых экспонатов мне не очень хочется иметь на полке. Все хорошо в меру.
СПРАВКА
Неизвестно, где и когда появилось первое производство снежных шаров. Считается, что их родиной является Франция и началось это все в XIX веке. Кроме шаров, бывают игрушки в форме сердца, яйца, капсулы и даже колбы. Обычно размер снежного шара колеблется в пределах 5–10 сантиметров в диаметре. Но бывают совсем маленькие: шар-кольцо — 1 см — и большие — до 20 см.
Читайте также: Ольга Полякова: Русские иконы связали два государства