Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

Антон Кульбачевский рассказал об озеленении Москвы

Общество

Сегодня на природных территориях «Тропарево» и «Теплый Стан» стартует фотокросс «Первоцветы». Жители столицы, присоединившиеся к фотоохоте, смогут запечатлеть гусиный лук, медуницу неясную, ветреницу дубравную и другие редкие растения. Как повлияла на экологию города теплая зима и зачем нужны зоопарки, «Вечерней Москве» рассказал руководитель столичного Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский.

Москва — один из самых зеленых мегаполисов мира. По оценкам экспертов, более 50 процентов так называемой старой части Москвы занимают парки, скверы и другие природные территории. Задачи, которые ставит перед собой город, не просто сохранить, а увеличить зеленый фонд столицы. И москвичи активно в этом помогают.

— Антон Олегович, наступила весна, и как раз завершилась акция «Елочный круговорот». Сколько елок сдали горожане?

— Казалось бы, кому охота тащить елки на какие-то пункты переработки? Куда проще выкинуть их в мусорный контейнер рядом с домом. Но москвичи доказали обратное. Мы запустили акцию в 2017 году. Тогда за две недели — а у нас работал всего лишь один пункт приема елок в Битцевском лесу — мы собрали 565 новогодних деревьев. На следующий год мы увеличили число пунктов сбора, и наш «улов» составил 7 тысяч елей, еще через год — 27 тысяч. В этом году было организовано более 400 точек приема новогодних деревьев, мы постарались, чтобы они были расположены как можно ближе к жилым домам. Так москвичам, которые захотели присоединиться к акции, было гораздо проще сдать елку на утилизацию. Кроме того, мы провели масштабную информационную кампанию. И в итоге в 2020 году жители сдали уже более 50 тысяч елей.

— И что будет со всеми этими елками?

— Основная идея — переработка. Все они измельчаются в щепу, которая потом используется, например, во время благоустройства: посыпаются цветники или пешеходные дорожки. Кроме того, древесные опилки используются в вольерах с животными в качестве подстилки.

— Весной стартует новый этап акции «Миллион деревьев». Сколько всего посадят деревьев и кустарников?

— Акция «Миллион деревьев», напомню, стартовала в 2013 году. С тех пор мы озеленили более 20 тысяч московских дворов, где высадили свыше трех миллионов деревьев и кустарников. Этой весной все посадки будут приурочены к празднованию 75-летия Великой Победы. Получится такая символическая акция, в ходе которой мы планируем высадить около 7 тысяч деревьев и 350 тысяч кустарников.

— Породы саженцев определяют сами москвичи, голосуя на портале проекта «Активный гражданин». Символизм весеннего этапа акции как-то повлиял на выбор жителей?

— Среди кустарников сирень, которая у многих ассоциируется с Днем Победы, всегда была и остается на первом месте. Также у жителей популярны чубушник и кизильник. Среди деревьев на первое место вышла ель. Затем идут дуб и береза.

— Не поздно ли еще присоединиться к акции?

— Голосование за озеленение дворов этой весной завершилось в январе. Сейчас идет сбор заявок уже на осень. Чтобы присоединиться к акции, нужно отправить заявку либо в управу района, либо проголосовать за озеленение своего двора на портале проекта «Активный гражданин». Затем специалисты согласуют высадки с Мосгоргеотрестом — чтобы деревья не оказались высаженными над коммуникациями.

— Продолжится ли акция «Наше дерево»?

— Да, но высадки, в отличие от «Миллиона деревьев», пока проходят только осенью.

— Но заявки вы собираете сейчас?

— Верно. Заявки будут приниматься до 31 июля. И если в прошлом году мы высадили по этой акции 2376 деревьев, то уже сейчас собрано более 3000 заявок, и их количество с каждым днем растет. По моим прогнозам, с такими темпами осенью высадим около шести тысяч деревьев. Вообще акция «Наше дерево» стартовала удачно. Родители осознанно подошли к высадкам деревьев в честь своих новорожденных малышей.

— А кто следит за теми деревьями, которые уже высажены?

— Наши сотрудники следят за приживаемостью, состоянием деревьев. Если, не дай бог, с деревом что-то случится, то его заменят. Но заботиться о своем дереве могут и сами родители с детьми. По нашим расчетам, каждое дерево, высаженное в рамках акции, должно стать памятным местом для конкретной семьи. Пока ребенок растет, он будет приходить сюда с родителями. Повзрослев, сможет навещать именное дерево сам, а потом и вовсе — приводить к нему уже своих детей и внуков. Дерево может стать символом целого рода.

— Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оценила качество воздуха в Москве. Насколько он стал чище?

— Всемирная организация здравоохранения принимает данные московского экологического мониторинга, потому что он соответствует рекомендациям, которые ВОЗ предъявляет к системе мониторинга атмосферы и всех окружающих сред. Кроме того, в прошлом году Москва подписала соглашение с ВОЗ и присоединилась к проекту «Регионы для здоровья». В него входят города, которые занимаются улучшением качества окружающей среды, чтобы снизить вредное воздействие, в том числе на здоровье человека. Состояние атмосферы — один из показателей благоприятности окружающей среды для жизни. Именно поэтому мы постоянно мониторим качество атмосферного воздуха в столице.

Основной источник загрязнения воздуха — автомобили. Но, надо сказать, что за десять лет, несмотря на то, что парк транспортных средств в Москве увеличился почти в полтора раза, нам удалось «отвоевать» около 218 тысяч тонн. Если в 2010 году 3,5 миллиона автомобилей, которые стояли на учете в столице, выбрасывали 1 миллион тонн вредных веществ, то в 2019 году объем выбросов от 4,5 миллиона машин составил 780 тысяч тонн. Эта положительная динамика — результат большой работы, проделанной в разных направлениях. Это и развитие экологически чистых видов транспорта: метро, Московского центрального кольца, московских диаметров. И обновление наземного общественного транспорта: по городу курсируют современные автобусы, электробусы, в системе каршеринга появились электромобили. Мы сейчас идем по пути постепенной электрификации транспорта.

Кроме того, с 2016 года на заправочных станциях столицы не продают топливо ниже класса «Евро-5». Департамент транспорта ограничил въезд грузовиков на территорию города. На дорогах заметно увеличилась доля личных автомобилей, соответствующих экологическому классу «Евро-4» и «Евро-5». Сегодня это около 80 процентов всех машин. Да и благоустройство, благодаря которому удалось систематизировать движение на улицах города, тоже дало положительный эффект. Если посмотреть данные по вредным веществам, которые могут оказывать влияние на здоровье человека, то в прошлом году качество воздуха на жилых территориях улучшилось в два раза.

— Но не только же транспорт загрязняет воздух.

— Именно поэтому в Москве постоянно реконструируют промышленные предприятия, на которые приходится 10 процентов вредных веществ, поступающих в атмосферу. Кроме того, это источники неприятных запахов. И здесь Комплекс городского хозяйства вместе с владельцами, например, энергетических компаний проделал колоссальную работу. Все ТЭЦ переведены на природный газ, то есть сейчас у нас нет мощностей, которые работали бы на угле. Усовершенствовали когенерацию: это когда одни и те же установки одновременно вырабатывают тепловую и электрическую энергию. Все инновационные, зеленые технологии, примененные на объектах энергетики, позволили сэкономить более 20 миллиардов кубометров газа. И получилось так, что мы ввели в Москве 50 миллионов квадратных метров недвижимости без роста выработки тепла. Если всю эту сэкономленную энергию посчитать, то в принципе ею можно ежегодно отапливать двухмиллионный город, расположенный в северных широтах.

— А что с парниковыми газами?

— Климатическая повестка — тоже под особым контролем. Мы решаем задачи, которые стоят перед нами, в результате чего нам удалось снизить количество парниковых газов от уровня 1990 года примерно на 25 процентов. Мы продолжаем международное сотрудничество в борьбе с изменениями климата. Москва входит в ассоциацию мировых городов — лидеров по решению климатических проблем С-40. Мы обмениваемся с коллегами опытом, рассказываем о своих успехах, спрашиваем, а как они решают те или иные вопросы… И наше взаимодействие тоже приносит неплохие плоды. Мегаполис — сложный механизм. Успех не всегда заметен в течение какого-то короткого времени. Но если взять 10-летний период, то сразу виден прогресс. Так, в городе реконструировали Люберецкие, Курьяновские очистные сооружения — и в столице улучшилось качество воды.

Если говорить о загрязнении Москвы-реки канализационными стоками, то оно уменьшилось практически в два раза. Конечно, далеко не все проблемы решены. При неблагоприятных метеоусловиях в нашем городе, особенно на юго-востоке и востоке, бывает превышение порога запаха сероводорода. Это не опасно для жизни, но определенный дискомфорт жителям доставляет. И сейчас мы с этой проблемой тоже боремся.

— В этом году была довольно теплая зима. Как это отразилось на экологии города?

— Климат меняется. Это факт. Но у экологов нет плохой погоды. Есть неблагоприятные метеоусловия. В среднем за год мы фиксируем от 60 до 70 дней, когда отмечаются накопления вредных выбросов в атмосфере из-за плохих условий рассеивания, и жители испытывают определенный дискомфорт. Изменение климата пока еще не поменяло количество дней с неблагоприятными метеоусловиями. Если это произойдет, поверьте, мы почувствуем. Но пока такой тенденции нет.

— Одна из самых ожидаемых и обсуждаемых новостей — вступление в силу закона об ответственном обращении с животными. В частности, запрещено содержать дома диких зверей. Кто и как контролирует это в Москве?

— Дома запретили содержать не всех животных, а только тех, что находятся на грани исчезновения, или тех, что могут представлять опасность как для самих хозяев, так и для соседей. В перечень запрещенных к содержанию в неволе животных попали, например, крокодилы, кобры, питоны, скорпионы, львы, тигры и леопарды. Полный перечень можно посмотреть в подзаконном акте к основному документу.

Для остальных животных прописаны требования к условиям их содержания, то есть, прежде чем завести питомца, убедитесь, что ему будет у вас комфортно. Мы ведем свой реестр, однако на проверки выходим чаще всего по жалобам жителей: у кого-то «убежала» змея, где-то заметили рысь или другого крупного хищника.

— И часто поступают такие жалобы?

— Операторы «горячей линии» получают около 10 таких сообщений в день. Я считаю, это довольно много, в других субъектах России гораздо меньше подобных случаев.

— Что в Москве происходит с контактными зоопарками?

— До 2022 года все контактные зоопарки должны будут получить лицензии, к ним будут предъявляться определенные требования. Если честно, я не вижу ничего вредного в контактных зоопарках, но, конечно, при условии, что животные и птицы в них не страдают. И это не только просторные вольеры, хорошее сбалансированное питание, но и зоны, где они смогут укрыться, если устали от общения. Скорее всего, контакт будет разрешен только с домашними животными, которые и так не боятся человека. А уже за животными из дикой природы можно будет только наблюдать. Но опять же для них должны быть созданы максимально комфортные условия — с учетом среды их обитания, режима сна и бодрствования, потому что многие животные ночные и беспокоить их днем по меньшей мере не гуманно.

— Если человек стал свидетелем жестокого обращения с животным, что ему делать?

— Позвонить в полицию или на многоканальную линию (495) 777-77-77. Оператор соединит с экологической службой. Причем звонить можно не только если вопрос касается животных. Воздух, деревья, почва, вода — по любой проблеме, связанной с экологией, призываю сразу сообщать нам, и мы будем разбираться с ней в режиме реального времени.

— А сколько животных сейчас проходят реабилитацию в Центре передержки животных?

— Около 600. Среди них, например, львенок Джой. Он живет в нашем центре с сентября прошлого года. Нашли его ослабленным с катарактой на глазах в гаражах на проспекте Мира. Сейчас идет административное расследование. Крокодил Дима, которого в прошлом году изъяли из контактного зоопарка в торговом центре на Алтуфьевском шоссе, может переехать в Ульяновский зоопарк. Мы сейчас ведем переговоры. Постоянный дом ищем и для льва Бонифация. Он попал к нам также из контактного зоопарка на Арбате еще в 2015 году.

— Вы регулярно обсуждаете тему ответственного обращения с животными со школьниками. Как ребята реагируют на то, что вы им объясняете?

— О том, можно или нельзя заводить дома экзотов, мы говорим на таком тематическом уроке «Мама, купи слона». Обычно к концу занятия мне удается убедить ребят в том, что за представителями флоры и фауны лучше наблюдать, например, в Московском зоопарке или в ботаническом саду, если речь идет о растениях. На мой взгляд, в городе должно быть больше таких качественных научно-познавательных объектов. Они не только помогают сохранить дикую природу, редкие виды, но и знакомят посетителей с образом жизни своих подопечных. Поэтому хорошо, если зоопарки будут в каждом округе столицы. Мы над этим работаем. Например, на природных территориях у нас есть вольерные комплексы, где обитают разные животные.

КСТАТИ

В прошлом году в Москве создали новую особо охраняемую природную территорию «Фаунистический заказник «Братеевская пойма». Ее площадь — 226 гектаров, которые занимают обширные луга, околоводные пространства и болота с богатым животным миром. Так, в Братеевской пойме обитают 174 вида птиц, что необычно для города.

ФАКТ

Специалисты наблюдают за животным миром с помощью фотоловушек. За последние десять лет на территории города появились новые виды, а также увеличилась численность некоторых представителей флоры и фауны. Среди млекопитающих, например, стало больше енотовидных собак и барсуков. Кроме того, на природных территориях ТиНАО отмечают случаи захода рыси европейской.

Читайте также: Николай Шумаков: Чтобы стать комфортным, новый район должен накопить свою энергию

amp-next-page separator