Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Реставрационного центра Грабаря Александра Кунтина работает в удаленном режиме. Ее кот Оззи «помогает» хозяйке в работе / Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

Переходим на удаленку. С какими трудностями столкнутся компании и сотрудники из-за коронавируса

Общество

Во вторник, 25 марта, Минтруд выпустил специальные рекомендации для работодателей. Ведомство порекомендовало всем руководителям компаний, имеющих соответствующие возможности, перевести сотрудников на удаленную работу и обеспечить их материалами и необходимой техникой. Переход не является обязательным. Эксперты оценивают трудности, с которыми столкнутся теперь компании и сотрудники.

Власть обязательно поможет бизнесу

Владимир Платонов, президент Московской торгово-промышленной палаты:

— Пандемия коронавируса отражается на состоянии экономики во всех странах, и Россия не исключение. Целые отрасли вынуждены активно перестраивать свою работу, искать способы возмещения неминуемых материальных потерь.

Власти заинтересованы как можно быстрее запустить меры поддержки, которые помогут деловому сообществу пережить тяжелейший период. Некоторые инструменты уже внедряются, большой пакет срочно готовится, с учетом мнения бизнеса.

На прошлой неделе Московская торгово-промышленная палата (МТПП) запустила горячую линию, на которую поступают обращения городских предпринимателей. Мы их анализируем, обобщаем и направляем в правительство Москвы и городской Штаб по защите бизнеса. Нашу позицию слышат, и большинство наших предложений учитываются.

С прошлого года мы развернули для тысяч членов палаты проект «Документы в порядке» — бесплатную рассылку пакетов актуальных юридических документов, шаблонов, памяток, позволяющую предпринимателям избежать неприятностей и штрафов при любых проверках и серьезно сэкономить на дорогостоящих правовых базах и юридических услугах. Мы предложили городским властям распространить эту рассылку на все столичное бизнес-сообщество.

Из-за пандемии многие предприниматели просто не в состоянии выполнять договорные обязательства по не зависящим от них причинам. И здесь включается понятие «форс-мажор». Право выдачи свидетельств о таких обстоятельствах непреодолимой силы законом предоставлено торгово-промышленным палатам, это может стать серьезным подспорьем для многих организаций.

По всем сделкам, касающимся внешнеторговых связей, такие свидетельства выдает Торгово-промышленная палата России, по внутрироссийским сделкам на территории столицы — Московская торгово-промышленная палата.

Много обращений к нам идет относительно организации работы на удаленке. Сегодня удаленный режим работы не означает изоляцию сотрудников и целых компаний — современные IT-решения позволяют работать онлайн с полноценным общением участников. Наша Гильдия цифровой экономики, объединяющая IT-компании, призвала коллег по цеху не зарабатывать на «пире во время чумы», а, напротив, разработать в своих компаниях спецпредложения для бизнесменов по переходу на новый онлайн-режим работы.

Кто защитит права сотрудников

Михаил Антонцев, председатель Московской федерации профсоюзов:

— Сегодняшняя эпидемиологическая ситуация заставила многие компании перевести своих сотрудников на удаленный режим работы. Возникает вопрос — а как им за удаленную работу платить? Согласно закону, если человек выполняет все задания руководителя, если он полностью справляется, то, разумеется, ему должны платить так же, как если бы он приезжал в офис. Конечно, возникает вопрос учета рабочего времени. Ведь не всегда понятно, сидит сотрудник у компьютера и обзванивает клиентов или, скажем, просто смотрит кино. Но вопрос контроля и учета — проблема работодателя. Как хочет, пусть так и контролирует. Но зарплату, повторю, он должен платить в полном объеме.

Вторая ситуация — работы вдруг вообще не стало. Ну, например, у тренеров после закрытия фитнес-центров. Что делать? Я бы советовал сотрудникам попросить у работодателей отпуск — ведь у многих уже накопились неотгулянные дни. Конечно, многим хотелось бы отдохнуть летом и где-нибудь на море. Прекрасно понимаю людей, но никто не знает, как будет развиваться пандемия коронавируса и сможем ли мы летом куда-то выехать. Поэтому, наверное, имеет смысл отдохнуть сейчас. Может быть, на даче или просто дома.

Что делать, если удаленно работать не получается и в отпуск не уйдешь? В этом случае, согласно закону, работодатель на время вынужденного простоя должен выплачивать сотруднику 2/3 заработной платы. Вместе с тем есть работодатели, готовые платить все 100 процентов, и я бы сказал, что это справедливо.

Если ваши, как сотрудника, права нарушаются, я бы советовал обращаться в одну из трех инстанций.

Первая — столичный департамент труда и занятости населения. Вторая — Рострудинспекция. Третья — юридическая служба Московской федерации профсоюзов. Наша юридическая служба в связи с коронавирусом перешла на удаленный режим работы, но тем не менее дает консультации. Обращайтесь — всегда поможем! Очень сложная ситуация у самозанятых. Некоторые из них, к сожалению, из-за коронавируса лишились какой бы то ни было работы, и простой им никто не компенсирует. Остается надеяться, что пандемия скоро кончится и жизнь войдет в привычное русло.

Фото: https://pixabay.com/ru/

Пробуем новый тип взаимодействия

Людмила Желтухина, коммерческий директор факультета управления университета «Синергия»:

— Переход на дистанционную работу — это возможность опробовать новый тип взаимодействия. Кто-то видит в дистанционке снижение производительности, а кто-то — возможность роста и сокращение расходов, которое так давно откладывали. Адаптируясь под новые реалии, руководителю важно сохранить контроль.

Хочу дать несколько советов управленцам по первым шагам по переходу. Пусть каждый сотрудник письменно подтвердит исправность своего интернет-соединения на почту. Заранее продумайте список задач каждого сотрудника и то, какие инструменты дистанционного доступа им потребуются. В письме, в котором вы проинформируете о переходе на новый формат работы, максимально четко опишите правила.

Например, все рабочие вопросы обсуждать в одном мессенджере. Донесите до сотрудников, что дистанционная работа — это отнюдь не отпуск и не больничный, а вынужденная мера. Когда же «день X» настал, то «не открывайте Америку».

Не меняйте своего распорядка дня, а проведите традиционное собрание по скайпу. Кстати, именно видеозвонок поможет вам, опять же, осуществить точечный контроль с внезапной проверкой в течение дня.

Не пугайтесь сложностей. А они будут. Такие, как отсутствие компьютера у сотрудника или шум дома, мешающий работать.

Обе ситуации легко разрешимы выделением ноутбука и покупкой гарнитуры с заглушками.

Возможен и стресс, который уже не снимается общением с коллегами, как было раньше. Поговорите с сотрудником. Вскоре вы заметите и приятные бонусы ситуации. Сотрудники, почувствовав глоток свободы, смогут проявить себя в творческом подходе к решению задач.

А за счет отсутствия раздражителей, будь это начальство или коллеги, увеличится лояльность к компании.

Снизятся текучка кадров, траты на подбор персонала. К тому же после перехода на удаленную работу станет понятно, на кого можно рассчитывать, кто самоорганизован и ответственен.

Вы «прокачаете» свои навыки управленца, а переход общения в мессенджеры переведет все диалоги в менее формальный стиль, что отразится на доверии в коллективе.

И наконец, не бойтесь потери продуктивности от того, что сотрудники в первое время адаптируются к работе дома. Это лучше, чем они заболеют. Так вы не лишитесь ценных людей.

Жизнь продолжается, несмотря на карантин

Марина Астафьева, психолог:

— Сейчас многие семьи из-за изоляции находятся постоянно вместе. Некоторых это раздражает. Но проблема не в самой изоляции, а в том, какими обстоятельствами она вызвана. Это вынужденная причина, идущая вразрез с планами людей, а еще и сопряжена со здоровьем, с риском потерять работу, с материальными проблемами. Осознание этого может перейти в невроз. Потому что человек живет в привычном ритме: у него есть определенные планы, и вдруг что-то пошло не так, и загорается красная лампочка: «Угроза!» В такие моменты возникает много вопросов, на которые нет ответов. А так как психика не может находиться в подобном состоянии постоянно, срабатывает механизм защиты, время от времени психике нужна разрядка. Тогда люди начинают искать объекты, с которыми можно поделиться плохим настроением и раздражением, и этими людьми становятся наши самые близкие, которые тоже оказались в этой ситуации и также, кстати сказать, находятся в стадии повышенного раздражения. Начинаются придирки, недовольства, постепенно переходящие в скандалы. Припоминаются все обиды, о которых замалчивали ранее. Любой пустяк может стать причиной для ссоры: немытая посуда, разбросанные вещи, невынесенный мусор, громкий звук телевизора, шум в детской и даже элементарные просьбы. Что делать? Прежде всего внушить себе и своим близким, что это все временно и у вас появилась возможность сделать те дела в доме, до которых не доходили руки. А таких дел, как правило, много.

Разобрать старые вещи, сделать небольшой ремонт (подклеить обои, отремонтировать капающий кран, подкрутить дверки в детском шкафу), наконец-то пришить пуговицу к детской куртке. Всем сбросить пару килограммов перед отпуском или, наоборот, каждый день готовить любимое блюдо одного из членов семьи. Лучше отказаться от постоянного просмотра новостей, а вот хорошая добрая комедия для всей семьи — лучше не придумаешь! Достаньте настольные игры — лото, шашки, шахматы — наконец-то их время пришло. Почитайте по ролям, спойте в караоке.

Подтяните математику с сыном. Займитесь собой, просто полежите в ванне. Не составляйте долгосрочные планы, ваше заточение временное, но каждый вечер берите бумагу с ручкой, и каждый член семьи пусть пишет свой план на следующий день. Это символизирует то, что жизнь продолжается, просто она немного поменялась.

Набор персонала поставили на паузу

Юлия Абрамова, HR-директор агентства элитной недвижимости:

— Как специалист, занимающийся подбором персонала в компании по продаже недвижимости, скажу, что у этого бизнеса в связи с удаленкой начались некоторые проблемы, связанные с тем, что и работники, и клиенты боятся ездить на показы. Но мы не впадаем в панику, мы стараемся трезво смотреть на вещи и надеемся, что недели через две ситуация наладится, люди успокоятся, и жизнь вернется на круги своя. А пока мы вынуждены были отправить большую часть сотрудников на удаленку. В первую очередь — слишком тревожных сотрудников, которые неустанно мониторят ситуацию с коронавирусом. Почему нас и похожие на нашу компании сильно не подкосила работа из дома? Дело в том, что часть наших сотрудников и так работает удаленно. Это менеджеры, программисты, маркетологи.

Но зато на рынке начались проблемы в сфере набора персонала. Здесь все встало.

Нет смысла собеседовать и обучать новичков, потому что завтра, допустим, всех могут закрыть на карантин.

Поэтому московские компании поставили набор сотрудников на паузу и ждут, когда прояснится ситуация с карантином.

Из-за удаленки работа буксует во всех сферах,связанных с людьми. Организация досуга, экскурсий, продажи, производства, на которых нужны мозговые штурмы, ресторанный бизнес, индустрия красоты и так далее. Единственная сфера, которая не пострадала от перехода на удаленную работу, — информационные технологии. Айтишники по большей части интроверты, им из дома работать комфортнее.

У работодателей, чьи компании перешли на удаленку, есть опасения, что люди будут дома бездельничать. И большинство работников недовольны такой ситуацией, ведь дома сложно сконцентрироваться — постоянно кто-то и что-то отвлекает. Также люди беспокоятся, что удаленка может отразиться на их доходе. Хотя если бы я была работодателем, то на период удаленной работы ввела бы сдельную заработную плату, по выполненным задачам. Это было бы честно. Но при этом нужно сделать прайс с хорошими расценками. Это мотивировало бы сотрудников работать качественно.

Читайте также: Две частные лаборатории в Москве и Петербурге приступят к тестированию на COVID-19

amp-next-page separator