Почему СМС-сообщение может быть опасно для банковской карты
Внезапная блокировка вашего основного платежного средства — очень неприятный сюрприз. А что, если это сообщение от мошенников? Что делать? Разберемся вместе с «Вечеркой».
Итак, у вас перед глазами сообщение: «Ваша карта заблокирована»… Только, пожалуйста, без паники.
Карта — это всего лишь ключ, с помощью которого вы получаете доступ к своему банковскому счету. Вполне возможно (а так чаще всего и бывает), что с помощью такой блокировки банк просто решил обезопасить ваши деньги, с которыми ровным счетом ничего не случилось — они лежат там же, где и лежали, просто временно их нельзя снять, перевести куда-то или оплатить ими покупки.
Теперь, когда мы вспомнили эту основополагающую информацию, выдыхаем и уже спокойно прикидываем алгоритм действий. Если после страшных слов о блокировке в сообщении есть просьба перезвонить по какому-то номеру или перейти по ссылке, никуда не переходим и… звоним в банк, но не по номеру, указанному в эсэмэске (одна из любимых схем мошенников, помогающая им осуществлять изъятие денег у населения), а по номеру, напечатанному на оборотной стороне карты или на официальном сайте банка. Кстати, не поленитесь сразу забить этот телефон себе в мобильный телефон, чтобы потом не искать. Оператор горячей линии, выслушав вашу историю, непременно должен подсказать, как вам действовать в сложившейся ситуации дальше.
Ну а пока мы ждем его ответа и слушаем заверения в том, как важен для банка наш звонок, прикинем в уме, а в каких вообще случаях хранители наших денег могут заблокировать пластиковый доступ к ним.
Третий, роковой
Ситуация первая — весьма типичная. Вы случайно перепутали свои банковские карты и три раза подряд ввели в банкомате или платежном терминале неправильный пин-код. В этом случае карта автоматически блокируется, а сообщение об инциденте приходит вам на телефон, в мобильное приложение или на электронную почту (куда именно, написано в вашем банковском договоре). Впрочем, есть банки, которые не заморачиваются такого рода предупреждениями, так что клиенту остается либо перезванивать на горячую линию и выяснять все там, либо ждать разблокировки.
В случае с неправильно введенным пин-кодом это обычно происходит либо ровно в полночь, либо спустя сутки после блокировки. Существуют банки (их, правда, единицы), которые даже в таком случае блокируют карту навсегда, и тут спасение лишь одно — заказывать ее перевыпуск. В любом случае звонок на горячую линию банка должен прояснить ситуацию, так что не стоит им пренебрегать.
Нетипичный я
Ситуация вторая — банк заподозрил какую-то махинацию с вашей картой.
В этом случае он имеет полное право приостановить перевод или платеж, если операция выглядит сомнительной, — для вашей же безопасности.
Такое стоп-действие обычно длится максимум двое суток, так что у вас есть время справиться с паникой и разобраться в причинах. Даже если махинация имеет место, и какие-то недоброжелатели пытаются очистить ваш счет, блокировка платежа означает, что сделать это им не удалось — банк оказался быстрее.
Менеджеры банка либо позвонят по номеру телефона, который вы указали в договоре, либо пришлют СМС-сообщение, письмо по электронной почте или push-уведомление с просьбой перезвонить на горячую линию. Способ уведомлений указан в вашем договоре с банком.
Если вам позвонили из офиса банка и сообщили о подозрительной операции, поблагодарите оператора за бдительность и скажите, что перезвоните через пару минут. Так вы обезопасите себя от общения с возможными мошенниками. Но только в том случае, если перезвоните не на номер, с которого вам только что набирали, а на номер горячей линии банка, указанный на обороте карты или на его официальном сайте.
К сожалению, злоумышленники тоже повышают квалификацию и давно уже научились подделывать официальные телефонные номера банков.
В процессе разговора сотрудник банка может поинтересоваться, где и когда вы пользовались картой последний раз, какую сумму переводили или оплачивали, и, разумеется, попытается выяснить, с кем, собственно, разговаривает.
Для этого обычно просят назвать кодовое слово, которое указывают при заключении договора, дату рождения, другие сведения для подтверждения личности. Если окажется, что мошенники действительно подбирались к вашим деньгам, вашу карту заблокируют окончательно, чтобы не допустить повторения ситуации (ведь данные карты уже знают негодяи), а вам придется ждать ее перевыпуска.
Однако если в течение двух суток банк не сможет связаться с вами, автоматическая блокировка будет снята и деньги уйдут в том направлении, по которому их посылали в начале подозрительной операции. А как вообще банк решает, какая из транзакций подозрительная, а какая правильная?
Банк России накопил уже целый список признаков операций, которые должны внушать сомнения банковским служащим. Например, когда клиент демонстрирует нетипичное платежное поведение. Скажем, всегда пользовался картой внутри страны, а тут вдруг решил расплатиться за границей. Или совершает необычно крупный для него платеж или перевод. Даже нетипичное время суток может вызвать подозрения: платили-платили по будням, а тут вдруг решили распрощаться с деньгами в воскресенье, да еще и в четыре утра.
Как избежать неприятностей? Просто проинформируйте банк о предстоящих «нестандартных» тратах. Если едете за границу, сообщите, в каких странах будете. Если планируете крупный платеж, позвоните и предупредите банк.
Прачечная закрывается
Ситуация третья — а не отмываете ли вы деньги? Банки обязаны противодействовать такого рода махинациям. Есть даже специальный закон на эту тему — № 115-ФЗ.
Заподозрить вас в подобных операциях могут по самым разным причинам. Скажем, вы занимаетесь общественной некоммерческой деятельностью, связанной со сбором средств. С разных счетов вам приходят крупные суммы, а вы их обналичиваете. По критериям банка такие операции могут попасть в категорию подозрительных.
Или вы решили снять с карты большую сумму своих же денег (как правило, больше 600 тысяч рублей, но бывали прецеденты и с меньшим количеством).
Или кто-то решил сделать вам подарок и перечислил кругленькую сумму на ваш счет. Ну и так далее — вариантов может быть масса.
Если банк заподозрит неладное, он откажется проводить транзакцию и выдавать наличные. Причем достаточно двух таких отказов, чтобы расторгнуть с вами договор и свести на нет дальнейшее общение с вами.
Что делать? Для начала узнать в банке, в чем именно вас подозревают. Потом объяснить сотрудникам банка, как было на самом деле. Если ваша версия удовлетворит банк, карту разблокируют, а операцию либо доведут до конца, либо попросят вас ее повторить.
Если же вам не удастся убедить банк, можно обратиться в межведомственную комиссию при Банке России, чтобы ваш случай изучили поподробнее.
О том, как подать соответствующее заявление (это можно сделать через интернет-приемную), какие документы нужно предоставить и как долго будут рассматривать ваше дело, можно узнать на сайте Банка России.
Заплати и спи спокойно
Ситуация четвертая — с картой все нормально, но деньги на счете заблокированы (бывает, что не все, а лишь какая-то конкретная сумма).
Скорее всего, причина в постановлении суда или службы судебных приставов. Вспомните, а когда последний раз вы платили налоги. И нет ли неоплаченных автоштрафов? И все ли долги по ЖКУ погашены? И налоговая, и ГИБДД, и «Жилищник» могут обратиться в суд и, пока идут слушания и разбирательства, попросить его заблокировать сумму долга на вашем счете.
Если суд решит, что они правы, вам придет заказное письмо о соответствующем судебном акте. При этом картой вы по-прежнему сможете пользоваться и пополнять ее и даже распоряжаться по своему усмотрению оставшимися на счете деньгами.
Дальше — либо арест снимут, и заблокированная сумма снова окажется доступной, либо ее спишут с карты в счет кредитора.
Если же этот самый кредитор не знает реквизитов вашего счета или денег на нем меньше, чем вы задолжали, к делу подключат судебных приставов. В их задачу входит найти все ваши счета, арестовать нужную сумму и перевести кредитору.
В этом случае тоже следует ждать «письмо счастья» — с постановлением о взыскании долга.
Возможен и третий вариант: в том случае, если суммы всех ваших счетов для покрытия долга недостаточно, «обделенная сторона» может инициировать процедуру вашего банкротства, и тогда уже все эти счета и вклады будут заблокированы.
Что делать? Попробовать спасти свои деньги. Для этого следует для начала выяснить в банке, что же случилось. Если ваша карта заблокирована по решению суда, нужно узнать в банке номер дела и обратиться в суд, чтобы защитить свои права.
Если решение о взыскании задолженности уже вынесено и делом занимаются судебные приставы, вы все равно можете обратиться в суд, чтобы обжаловать это решение — например, в случае, если повестка или информационное письмо до вас так и не дошло.
Возможны варианты
Из всего перечисленного становится понятно, что блокировка карты — вещь намного менее страшная, чем блокировка счета.
Ведь вы все еще можете распоряжаться своими деньгами, пусть и с меньшими удобствами. Как это сделать? Можно перевыпустить карту (придется заплатить и немного подождать).
Можно снять наличные в банке, который выпускал карту (придется доехать до офиса и предъявить паспорт). Можно перекинуть деньги на другой счет (придется покопаться в онлайн-банке или подъехать в офис, вероятно взимание комиссии). Можно привязать к счету еще одну карту того же банка (придется выяснить у банка, оказывает ли он такую услугу и сколько времени займет процедура).
В общем, как видим, практически из любой ситуации есть выход, и ни одна из них не является безнадежной.
И кстати — музыка в трубке уже закончилась. Кажется, вам отвечают. Говорите, вас слушают!
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Ибрагимов, заместитель начальника отдела технической защиты информации ГУ Банка России по ЦФО:
— Наверное, каждому приходили СМС-сообщения с текстом: «Ваша карта заблокирована. Свяжитесь с банком по телефону…». Обеспокоенный гражданин звонил по указанному номеру, а там мошенники, представляясь сотрудниками службы безопасности банка, пытались получить все данные карты — номер, cvv-код, сумму на счете. В итоге деньги переводились на счета мошенников, а граждане лишались своих честно заработанных накоплений.
Конечно, такое сообщение встревожит любого держателя карты. Но важно не поддаваться панике и не звонить на номер из СМС, а сразу связаться с банком по телефону, указанному на оборотной стороне вашей банковской карты, и поинтересоваться, заблокирована ли она на самом деле. Номер телефона из СМС-сообщения тоже лучше передать в службу безопасности вашего банка, ее сотрудники предпримут необходимые усилия для блокировки данного номера.
Это довольно распространенный пример мошенничества методом социальной инженерии, то есть злонамеренного введения в заблуждение путем обмана или злоупотребления доверием.
По данным Банка России, в 2019 году доля таких преступлений составила почти 69%, а в 2018-м — 97% общего количества хищений средств с карт граждан.
В течение года заблокировано более 13 тысяч номеров телефонов, используемых мошенниками (по сравнению с 2018 годом рост — в 29 раз).
Ущерб от такого рода преступлений довольно значителен и очень неприятен для самих пострадавших граждан. Поэтому призываем сохранять бдительность и не передавать никому конфиденциальные данные ваших платежных карт и банковских счетов.
Денис Михайлов, руководитель ГБУ «Мосфинагентство» Департамента финансов города Москвы:
— Обратите внимание, что под подозрение банка можно попасть, совершая обычные, но нетипичные операции по банковской карте. Например, системы безопасности банков могут отслеживать множественные снятия денег в банкоматах за короткий промежуток времени. При этом имеет значение и тип устройства, в котором происходит снятие. В ряде зарубежных стран по-прежнему распространены банкоматы, которые считывают данные карты по магнитной полосе. Если обычно вы редко снимаете наличные деньги (а когда снимаете — то в банкомате со считывателем по чипу), банк сочтет подозрительной операцию по снятию денег в нестандартном банкомате и может автоматически заблокировать карту.
Нехарактерная для держателя карты активность в магазинах, в первую очередь ювелирных или тех, где продаются другие дорогостоящие товары, вызовет подозрение системы безопасности и может привести к блокировке карты.
Многие банки в инструкциях для держателей карт указывают страны, где наблюдается высокий уровень мошенничества с банковскими картами. Ну и конечно, не пройдет незамеченной транзакция, которая совершается в другой точке мира, после того как держатель воспользовался своей картой, например, в Москве.
По мере развития технологий способов мошенничества с банковскими картами становится все больше. Банки отвечают на это усложнением систем безопасности. Оказаться с ошибочно заблокированной картой в неподходящий момент — большая неприятность, но понимание того, как банки защищают держателей банковских карт, в большинстве случаев позволит избежать ошибочных блокировок.
ДЕБИТ-КРЕДИТ
По типу средств, размещенных на карте, выделяют дебетовые и кредитные карты. На дебетовой карте хранятся личные деньги держателя. Оплата товаров и услуг, снятие наличных возможны при наличии средств на счете, привязанном к карте. Кредитная карта дает доступ не к вашим деньгам, а к деньгам банка. Вы занимаете их у него, и за это придется платить. Тщательно изучите условия кредита, чтобы использовать карту с максимальной выгодой для себя.
Читайте также: Названа наиболее уязвимая для интернет-мошенников категория людей