Спасти малый бизнес. Кому стоит помогать в первую очередь
В понедельник, 30 марта, глава правительства Михаил Мишустин в ходе совещания с вице-премьерами назвал пострадавшие от коронавируса отрасли и пообещал, что им окажут первоочередную поддержку. В список вошли сферы туризма, досуга, развлечений и бытовых услуг. Многие представители малого и среднего бизнеса считают, что поддержки властей не хватит. «Вечерняя Москва» узнала мнение экспертов о том, кому стоит помогать в первую очередь.
Меры поддержки помогут сохранить средний класс
Владимир Платонов, президент Московской торгово-промышленной палаты:
— Москва жизненно заинтересована в том, чтобы сохранить и поддержать малый и средний бизнес в городе. На протяжении многих лет мы с гордостью говорили о сотнях тысяч небольших предприятий, формирующих значительную часть экономики столицы.
Сегодня им очень плохо, ведь в Москве традиционно развиты сферы сервиса, общепита, отдыха, образования, транспорта, логистики и многое другое, что замерло вместе с людскими потоками на улицах.
Предпринимательство сегодня объединяет миллионы горожан — владельцев бизнеса и наемных сотрудников. Их судьба и благосостояние чрезвычайно волнуют городские власти, ведь это тот самый средний класс. Спасти бизнес — задача архиважная. Потому что с коронавирусом мы, уверен, через некоторое время справимся, важно не потерять за это время экономический потенциал и не уронить уровень жизни.
Потому, власти срочно запускают меры поддержки, которые помогут бизнесу пережить тяжелейший период. Большой ряд мер поддержки был озвучен президентом России Владимиром Путиным. Он предписал предоставить предприятиям малого и среднего бизнеса отсрочку по банковским долгам и всем налоговым выплатам (кроме НДС), страховым взносам в соцфонды для микропредприятий, снизить страховые ставки с 30 до 15 процентов, ввести мораторий на подачу кредиторами заявлений о банкротстве к предприятиям, оказавшимся в сложной ситуации, и взыскании долгов с них, приостановить до 1 мая блокировки счетов малого и среднего бизнеса.
Мэр Москвы Сергей Собянин также прекрасно понимает в какой ситуации оказались предприниматели. Потому широкий круг мер принимается и на уровне городских властей. Уже приняты решения об отсрочках по налогам и арендной плате для компаний сфер общественного питания, туризма, культуры, спорта, досуга и гостиничного бизнеса. Резко снижается плата для тех, кто торгует в подземных переходах и метро.
Торгово-промышленные палаты (ТПП) — организации общественные, но в условиях кризиса и мы стараемся помогать предпринимательству, чем возможно. Из-за пандемии множество бизнесменов оказались не в состоянии выполнять договорные обязательства. Система ТПП решила бесплатно выдавать всем нуждающимся официальные Сертификаты об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажоре), которые помогут избежать штрафных санкций за срыв договоров. Сейчас мы формируем большой пакет предложений в помощь московскому бизнесу. Уверен — вместе мы сумеем победить.
Освободите нас от налогов, кредитов и пеней
Михаил Гончаров, владелец сети ресторанов:
— Первое, что нужно сделать властям — это перестать кошмарить бизнес. Нам говорят: если начнете сокращать сотрудников или снижать им зарплату — будут проблемы. А сейчас ситуация у большинства фирм, работающих в общепите, если схематично, такая. В наличии есть 10 миллионов рублей.
При этом пять миллионов нужно заплатить налогов, еще пять — зарплату сотрудникам, пять — за аренду помещений и пять оставить на закупку продуктов. Итого: есть 10 миллионов, а нужно 20. Это называется кассовый разрыв. И если я не сокращу сейчас сотрудников в два-три раза и не уменьшу оставшимся зарплату, то в мае у меня никакого бизнеса вообще не будет.
Второе, чем может помочь государство — временно освободить от любых налогов. Прежде всего — от НДС, взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Да, эти выплаты важны, но если мы сейчас их сделаем, то уже в ближайшие месяцы бизнес у многих рухнет и государство не получит никаких налогов вообще.
Третья мера — ввести на период кризиса каникулы на возврат кредитов и процентов по ним. Ведь сейчас бизнес, чтобы работать, должен занимать, а следовательно, и отдавать деньги. А с чего отдавать в такой экономической ситуации? Денег просто физически нет. И если начнет копиться долг, то через какое-то время компании начнут разоряться. При этом надо понимать, что если не отдавать кредиты, то начнут разоряться уже банки. И это тоже никому не выгодно.
Поэтому, мне кажется, должен вмешаться Центробанк — поддержав банки из своих резервов. Еще один вариант — включить печатный станок. Проще говоря — допечатать денег, из которых помочь государству и бизнесу пережить этот кризис. Да, это инфляция. Да, это плохо. Но это намного лучше, чем если начнут разоряться тысячи компаний, а миллионы людей окажутся на улице. Тогда резко снизятся налоговые выплаты, а государству придется платить безработным пособия.
Сегодня во многих странах, где развернулась пандемия — от Германии до Турции и Узбекистана — власти приняли меры по поддержке бизнеса. Нужны такие и в Москве, и по всей России. Нельзя жить одним днем.
Три кита: транспорт, связь и коммунальная сфера
Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем:
— Сейчас за помощью обращаются все. Даже банкиры и нефтяники. Дескать, без нас вообще экономики не будет! В долгосрочной перспективе, конечно, да. Но коронавирус, надеюсь — не на годы. Поэтому в первую очередь нужно поддерживать три сферы.
Первая — коммуникации. Транспорт, связь, ЖКХ — т.е. все, что нам помогает жить сегодня. И то, без чего мы не сможем обойтись завтра.
Причем не при плохой экономической ситуации, ни при хорошей. Но помогать здесь необходимо по-умному. Иначе может получиться, что, скажем, владелец какой-нибудь авиакомпании просто сбежит с деньгами господдержки на Запад, как сбегали многие проворовавшиеся бизнесмены.
Вторая сфера — платежеспособный спрос. Вот мэр Сергей Собянин пообещал пенсионерам старше 65 лет по четыре тысячи рублей — как компенсацию за самоизоляцию. Это очень правильное решение. Потому что эти деньги — несколько миллиардов рублей, пойдут не куда-нибудь, а в экономику города. Пожилые люди заплатят за ЖКХ, купят продукты, лекарства, корм для животных — т.е. дадут заработать другим живущим в Москве. Вообще, экономика так устроена, что пока есть платежеспособный спрос, все под него как-то подстроятся и все выживут.
Третья сфера — это медицина. Медики сегодня в буквальном смысле рискуют жизнью. Они каждый день работают с людьми, которые могут быть заражены коронавирусом. Больше того: они могут заразить собственные семьи. Поэтому, конечно, для медиков необходимо предусмотреть и дополнительные денежные выплаты, и какие-то отдельные социальные льготы. Почему это важно? Дело не только в социальной справедливости. Государство должно четко обозначить, что защищает тех, кто защищает общество. Тех, кто находится на передовой. И все должны это видеть.
Ну и, разумеется, нужно поддерживать полицию, армию, МЧС и всех, кто обеспечивает безопасность страны. Рестораторы, продавцы одежды, фитнес-тренеры тоже, конечно, часть нашей экономики. И им тоже необходимо выживать. Но есть люди, без которых выживание общества и страны в принципе невозможно. Давайте в первую очередь поддерживать их. Защитить от кризиса всех, к сожалению, невозможно. Нужно выбирать.
Кому война, а кому мать родна
Анна Московкина, обозреватель:
— С прошлой недели то тут, то там слышатся стоны (а по-другому это назвать нельзя) предпринимателей (особенно громки голоса рестораторов) о том, что бизнес-де — малый и средний — терпит убытки, предприятия под угрозой банкротства и требуется помощь государства. Помощь, разумеется, финансовая. С этим можно было бы согласиться, если бы не одно «но»: еще до введения жестких ограничительных мер бизнесмены подняли цены на свои услуги и товары для населения. Первыми здесь, конечно, преуспели таксисты. И если две недели назад поездка по определенному маршруту в вечерний час пик стоила около 500 рублей, то теперь та же поездка на тех же условиях обходится не менее чем в 800. И каких-то внятных объяснений этому ползучему подорожанию нет.
Впрочем, редкое чрезвычайное происшествие у нас обходится без того, чтобы отдельные группы населения не оказались охвачены жаждой наживы.
И частные извозчики тут, как обычно, в первых рядах. Вспомните московский блэкаут 2005 года, когда из-за аварии на электроподстанции встал весь электротранспорт и одна половина города оказалась отрезана от другой. Вспомните теракт в аэропорту Домодедово в 2011-м, аварию в московском метро в 2014-м?.. На фоне этих и других трагических событий всегда находились «предприимчивые» граждане, стремящиеся срубить денег на чужом горе.
А магазины, где с недавних пор исчезли дешевые продукты?! Это, на первый взгляд, объяснимо: народ в панике смел с прилавков все, до чего дотянулся. Но теперь-то полки не пустуют, только, например, вместо доступных макаронных изделий по 50–70 рублей за пачку там красуется продукция, цены на которую начинаются от 120–150 рублей.
Список можно продолжать. Возникает простой обывательский вопрос: так ли нуждается бизнес в поддержке? Или предприниматели сами себе вовсю помогают за наш с вами счет? То есть за счет тех, кто сейчас в самоизоляции проедает отложенные на отпуск и другие нужды заначки.
Тех, многие из которых, и вовсе рискуют остаться без работы и стабильного заработка! Но помощи почему-то требуют именно бизнесмены, хотя они, судя по изменившимся ценникам, и сами себя неплохо поддерживают. Кому война, кому, что называется, мать родна.
Сейчас сложно всем. Тут бы всем миром научиться выживать, а не хапать, как в последний раз.
Читайте также: Комитет Госдумы одобрил снижение соцвзносов для малого и среднего бизнеса