Художница из мастерской «Лито» Алена Вершигорова демонстрирует свою работу / Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

С камня на бумагу: как энтузиасты возрождают забытое искусство

Общество

Литография — техника переноса изображения с камня на бумагу. В Москве осталась лишь одна мастерская, где занимаются этим видом искусства. Корреспондент «Вечерней Москвы» пообщался с ее руководителем и узнал особенности техники.

Екатерина Смирнова, руководитель литографической мастерской «Лито» при Московском союзе художников, говорит, что в этом виде искусства многое зависит от известняковых камней, которые используют в работе.

— Нашим уже больше ста лет. Их привезли из баварской каменоломни. Именно там добывали известняк, который намного прочнее обычного. Поэтому они так ценны для нас, — рассказывает Екатерина.

Художница объясняет, что сейчас вся порода на той каменоломне выработана, а известняк из других мест намного мягче баварского.

Литография — дело непростое. Прежде всего на камне рисуют эскиз специальным черным карандашом, который оставляет жирный след. Затем его стирают, но факсимильный жирный след остается. Он служит контуром рисунка. После на камень наносят краску. Чтобы перевести изображение на бумагу, используют специальный станок, который прижимает камень к бумаге. Это древний способ печати.

— Чтобы нанести новый цвет, на камне делают новое изображение, — объясняет Екатерина. — И так с каждым следующим слоем краски.

После завершения работы камень необходимо очистить. Для этого на него наносят специальный порошок, а затем трут под водой другим куском известняка, пока поверхность не очистится. Если этого не сделать, на новой картине может появиться отпечаток предыдущей. Такие изображения выпускают небольшим тиражом — от 5 до 20 экземпляров. Их выставляют в галереях или продают коллекционерам.

Читайте также: Столичное искусство ждет виртуальный мир

amp-next-page separator