На паузе
В первый же день самоизоляции Васин дал себе клятву не терять ни минуты понапрасну. То, что спортивные клубы и парки закрыли на время карантина, вовсе не означало, что он, известный фитнес-тренер, будет бить баклуши.
Поэтому в назначенное время Васин приводил ноутбук в режим видеоконференции, на мониторе возникали клиенты, иногда сразу несколько, и он на удаленке проводил с ними тренинги. И так два-три раза в день. Кроме этого, постоянно снимал видео, где самолично демонстрировал, как готовить простые и полезные блюда. Всю эту кулинарию Васин размещал в своем блоге, весьма популярном среди зожников — сторонников здорового образа жизни.
Еще он прорабатывал специальную литературу и периодику по ЗОЖу и рассылал избранные места своей клиентуре, актуально подчеркивая, что в здоровом теле — здоровый иммунитет. Короче, дел было предостаточно, в этом смысле самоизоляция мало что изменила.
Васин знал, что в московском тренерском мире, где предложение давно превысило спрос, главное его конкурентное преимущество — организованность. Он вечно повторял себе, что порядок бьет класс.
Хотя класс у него был что надо. За спиной — профессиональный спорт, институт физкультуры, знаменитые курсы Вейдера, опыт работы в лучших столичных фитнесах. Он умел вызвать доверие у клиента; укрепляя дельтовидную мышцу или подкачивая попку, был корректен и обаятелен. Всегда чувствовал настроение своих подопечных, и они платили ему взаимностью и хорошими деньгами.
День шел за днем, тренер соблюдал деловой режим, но однообразная обстановка все же угнетала, и в конце второй декады карантина Васин снял стресс, применив способ, чуждый ЗОЖу. А именно — напился.
Когда проснулся, был уже полдень. Голова раскалывалась, во рту сушняк, четыре тренировки профукал. Айфон предъявил два десятка неотвеченных звонков. Васин дрожащими пальцами написал извинения клиентам, по инерции забрался в сеть и наткнулся на пост, где крупно была выделена фраза: «Не стоит жить так, будто вы боитесь опоздать на собственные похороны». И подпись: Гейр Бертелсен, создатель Мирового института медлительности.
Институт медлительности — что за чушь? Похмельный ум отказывался понимать. Васин покопался в сети, увидел непонятное слово «слоулайфер» и погрузился в загадочный мир. В этом мире обитали люди, замедляющие жизнь. Скорость заковала нас в кандалы, писали они в своих манифестах. Мы пали жертвами вируса под названием быстрый темп жизни. Современный человек превратился в спидоголика (Васин не сразу понял, что речь не о ВИЧе, а о скорости). Однако быстрое потребление не приносит ни пользы, ни удовольствия, утверждали слоулайферы, то бишь сторонники медленной жизни. Поспешные покупки чаще всего оказываются пустой тратой денег. Фастфуд отбивает вкус к качественной кухне и к тому же вредит желудку. Путешествия становятся лихорадочным поиском фона, на котором можно сделать селфи.
На работе люди постоянно выполняют сразу несколько задач, не погружаясь ни в одну из них, отсюда выгорание и хроническая усталость. Оказалось, что движение за медленную жизнь — это мировой тренд. Есть «медленное образование», подразумевающее неспешное, вдумчивое обучение. Есть «медленная наука», когда ученые отрицают индекс цитируемости и гонку за числом публикаций. Сторонники «медленной моды» призывают не менять гардероб в угоду алчной фешниндустрии. «Медленное искусство» возвращает художников к углубленному, осмысленному творчеству.
А в Калифорнии даже открылся центр, где обучают инструкторов по «медленному сексу», которые несут в широкие массы технику получения удовольствия от длительного процесса. Короче говоря, слоулайферы призывали сбавить шаг, перестать суетиться, прислушаться к себе, остановить мгновенье и насладиться им. Потрясенный новым знанием Васин глубоко уснул. Во сне пришли какие-то приятные неторопливые люди, неспешно отвели его в Мировой институт медлительности, где он прошел обряд посвящения в слоулайферы. Сон был долгим, цветным, очень приятным.
И, как оказалось, вещим. Следующее утро вплоть до полудня Васин провел в постели. Мысли его витали далеко от физических нагрузок и здорового питания. Вдоволь навалявшись, он позвонил в ресторан и заказал еду. В меню входило исключительно жирное, мучное и сладкое. Доставленные блюда были разложены на прикроватной тумбочке, там же разместились бутылка вина и сигара. Весь этот натюрморт был использован по назначению непосредственно в постели. Такого счастья Васин не испытывал много лет.
И жизнь покатилась в непривычном направлении. Смешались день и ночь, паста карбонара, хинкали и шоколадный торт, в квартире зазвучали рифы Pink Floyd и блатняк Михаила Круга. Всего за три дня было просмотрено все шесть сезонов сериала «Аббатство Даунтон». Васин часами болтал по телефону, перемывая косточки знакомым, и впервые, не перебивая, выслушивал нескончаемые указания и наставления мамы.
Отдохнувший мозг запустил креатив. Васин записал и разослал клиентам блог, где выразительно читал тематические стихи: «Как романтично мы с тобою делим флакон с дезинфицирующем гелем», «Трагедия не в том, что вирус близко, а что Кощей Бессмертный в группе риска» — и далее в том же роде.
Увидев в зеркале свою заросшую физиономию, тренер-затворник сбрил левый ус и правую сторону бороды, а для полноты впечатления выстриг триммером на голове коронавирусный шар с шипами. Пришло море лайков.
Бездельничал Васин не только со вкусом, но и с пользой. По заказу ему доставили книгу Конфуция, альбом шедевров мировой живописи, диск Моцарта и самоучитель французского языка. Из каких глубин подсознания выпрыгнул этот интерес? Возможно, тренер наслушался по телеку прогнозов о том, что человечество выйдет из карантина поумневшим, подобревшим и потянется к вечным ценностям и нетленной духовности. Вообще-то Васин в это не верил, но на всякий случай решил соответствовать.
Пандемия, конечно же, большая сволочь, думал он, но ведь будет обидно не извлечь из нее какого-то смысла, кроме мытья рук с мылом. В придачу к социальной дистанции вирус установил некое социальное равенство. Воздушно-капельные приветы достигли усердно охраняемых принца Монако, принца Чарльза, британского премьера Джонсона и прочих випов. Удостоились положительных тестов звезды шоу-бизнаса, включая и без того многострадального Харви Вайнштейна. А вот у Васина не наблюдается никаких симптомов, и даже если этот факт не переводит его в разряд неприкасаемых, то намекает, что он не должен комплексовать перед всякими там элитами.
COVID поставил жизнь на паузу. Cейчас всепланетное время «ноль часов, ноль минут», как пела когда-то группа «Секрет». Границы позакрывали не только государства, но и люди, отгородившись каждый в индивидуальном герметичном отсеке от суетных забот. Сопротивляться бесполезно, дергаться бессмысленно. Все решили за тебя, сделай глубокий вдох и угомонись. Слоулайферы учат вдумываться в суть вещей и явлений, философствовал Васин на пятой неделе карантина.
И по всему выходит, что нам повезло: мы увидели нечто, казавшееся абсолютно невозможным. Поучаствовали в удивительном приключении. И очень может быть, что те, кто выйдут из него без потерь, когда-то вспомнят самоизоляцию как лучшее время своей жизни. А кто-то даже поймет, что, запершись в четырех стенах, он обрел свободу.
Читайте также: Самое время рискнуть