Ваучеры, допвыплаты и электронные визы: как страны мира собираются бороться за туристов после пандемии
Япония планирует выдавать 185 долларов туристам за день пребывания в стране. Путешественникам будут вручаться специальные ваучеры, использовать которые можно в ближайших ресторанах и магазинах. Цель необычной инициативы — привлечь и мотивировать большее число туристов из других стран. «Вечерняя Москва» поговорила с экспертами туриндустрии и выяснила, как страны и курорты будут бороться за гостей в период международного финансового кризиса после пандемии коронавируса.
В мире
Какой бы удивительной ни казалась мера Японии, подобный формат поддержки туризма совсем не нов — об этом говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
— Эта история совсем не так уникальна — похожее было и в ряде других европейских стран во время кризиса 2008 года. Например, в Германии выдавались ваучеры на 600 евро, в некоторых других регионах — на 300. Другие способы стимулировать туризм в тот же период находили Турция и Египет — там пошли по принципу субсидирования кресел. Если туроператор заполнял чартерный рейс, он получал допвыплаты. Естественно, это мотивировало операторов создавать более интересные предложения для путешественников, — рассказал Барзыкин.
По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина, в ряде стран туризм составляет до 10 процентов ВВП, именно поэтому стимулирование отрасли сегодня для многих видится одной из главных задач.
— Есть даже такая статистика, что один турист фактически создает до четырех рабочих мест. С ним ведь работают не только туркомпании, но и отели, музеи, рестораны, многое другое, так что каждая страна сегодня пытается выработать собственный комплекс мер стимулирования потока путешественников. Где-то туристическим компаниям предоставляют кредитные каникулы, беспроцентные кредиты, есть примеры и прямых выплат, — отметил Горин.
Помогать в первую очередь нужно организациям, потому что именно через них, по словам специалиста, получат преференции путешественники. Но существуют примеры и более адресных мер.
— В некоторых регионах туристам вручают специальные карты, дающие возможность получить особые тарифы для поездок на общественном транспорте, скидки в музеях, ресторанах, — пояснил Горин. — Это так называемая карта туриста.
Новые правила игры диктует и эпидемиологическая обстановка в мире, по-прежнему остающаяся довольно опасной. Туристический поток снизится в том числе и из-за нее — многие путешественники просто побоятся отправляться в дальние поездки.
— Потому некоторые регионы берут на себя буквально все затраты, связанные с анализами на коронавирус, — рассказывает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. — Также компенсируются затраты на внутренние трансферы. И это только малая часть. Сейчас, когда мир только начинает открываться, новые льготы будут вводиться практически ежедневно, это борьба стран за спрос с туристическими конкурентами.
В России
Несмотря на то что поток туристов в нашу страну значительно отстает от европейских показателей, Россия тоже будет пытаться мотивировать как отечественных путешественников, так и гостей из других стран.
— С 1 января прошлого года у нас вступил в силу закон, по которому работодатель за вычетом прибыли может оказать помощь в отдыхе сотрудникам и членам их семей в расчете до 50 тысяч рублей на человека, — рассказывает Барзыкин. — Правда, за прошедший период пользовались им не так часто — выплаты получили порядка 100 тысяч сотрудников. Существуют меры и по компенсации половины стоимости перевозок на Дальний Восток, в Минводы, Сочи, Москву, Петербург — этим могут воспользоваться пенсионеры и молодежь до 23 лет.
Кроме того, на ряде направлений туроператоры получали дополнительные стимулирующие меры за каждого путешественника, выведенного на маршрут. Это также вносит вклад в восстановление отрасли.
— Тем не менее вероятность того, что спрос серьезно вырастет, крайне мала, — отмечает Барзыкин. — Он и раньше-то был не такой большой. Людям больше нужны деньги на жизнь, чем на поездки — путешествовать хотят более 70 процентов, а пользуются этим порядка 30.
Для мотивации иностранных туристов особенно актуальной окажется мера по упрощению получения российских виз, считает Дмитрий Горин.
— Крайне важной станет возможность получения электронных виз через интернет по всем городам и направлениям. Сейчас эта процедура довольно сложна, требует очного присутствия в посольстве, к тому же сами визы довольно дорогие, — отметил Горин.
На руку сыграет и система Tax Free, дающая путешественникам возможность сэкономить на покупках и стимулирующая развитие торговли.
Крайне обеспокоен развитием отрасли в России и Вадим Прасов. Главный негативный фактор, по его мнению, — слишком продолжительное закрытие границ.
— Большинство стран открываются с 1 июля, самое позднее — с 15 августа, но когда откроется Россия, пока непонятно. Вероятно, правительству кажется, что лучший способ стимулирования внутреннего туризма — закрытые границы, лишающие возможности отдохнуть за рубежом. При этом мотивация весьма сомнительна — Ростуризм выработал ряд предложений, но пока они так и не были приняты, — отметил Прасов.
Решающим фактором развития отрасли, по мнению Прасова, стало бы снижение НДС для внутреннего туризма и гостиничного бизнеса.
— В Европе это от 5 до 12 процентов, у нас все 20. Разумеется, это влияет на итоговую стоимость поездки. Что говорить — у нас Госдума всерьез обсуждает гостиничный сбор, это же нонсенс! Во всем мире такие сборы вводятся только при наличии овертуризма, когда на территории стабильно высокая загрузка, и только для иностранцев. У нас — для всех повсеместно, — добавил эксперт.
Иностранные гости, как заметил Прасов, путешествуют только по отдельным территориям России, основной наплыв идет в Москву, Петербург, зарубежных путешественников в Крыму, Сочи практически нет. Получается дополнительный налог на отдых в родной стране.
Читайте также: Названы предварительные сроки открытия границ для российских туристов