Актриса Наталья Рогожкина: Мы все обречены быть бывшими
Актриса театра и кино Наталья Рогожкина рассказала «Вечерке» о своей роли в сериале «Бывшие», сильных чувствах и путешествии в человека.
— Наталья, в сериале «Бывшие» вы играете роль Ирины — матери главной героини, женщины, мечущейся между любовью и долгом, местью и прощением. Насколько вам близок ваш персонаж? Ирина скорее положительный или отрицательный герой?
—Откровенно говоря, не очень близок. Ирина по натуре борец, ее жизнь — война! Я — прямая ей противоположность. Все мои войны — внутри. На мой взгляд, нет абсолютно положительного или отрицательного героя. Есть человек. И то, что ты в нем увидел. Каждый видит то, на что способен.
— Название сериала ассоциируется с фразой: «Бывших не бывает». Что она значит для вас?
— Каждый несет за собой свою историю, и пока есть ты, твоя личность, опыт, воспоминания — ты обречен быть «бывшим». Ты — раб лампы. Раб своей прошлой жизни. Увы. Вся психология об этом, разве нет? Так что название сериала — ключ к тому, чтобы задуматься над этим. Это история о поиске любви, о том, что людям нужны сильные чувства, хоть они порой и опасны. Благодаря им ты знаешь, что живешь. В них вся соль жизни, ее острота, вкус.
— Близка ли вам тема зависимости?
— Боюсь, она близка почти каждому. Мы все от чего-то зависим, без исключения. Вопрос в том, видишь ли ты это в себе. Думаю, об этом надо говорить, чтобы найти выход, искать его вместе.
— Не изматывает играть женщин не очень счастливых?
— Если мне интересно — нет. Бывает эмоциональная усталость. Но я привыкла, это часть моей жизни и профессии. Эмоции — инструмент актера.
— Изменила ли вас роль Ирины?
— Вряд ли... Может быть добавила понимания, что все мы состоим из одних и тех же проблем, и борьба с ними стара как мир. Просто сейчас твоя очередь испытывать это на себе.
— Легко ли вы соглашаетесь на новые роли?
— Сомнения всегда есть. Я долго прислушиваюсь к персонажу. Думаю, смогу ли его заполнить собой. Хватит ли меня для него.
— Вы никогда не красили волосы. Как относитесь к экспериментам, к пластическим операциям?
— Мне нравятся эксперименты. Хотя я не часто им подвергалась. А жаль. Но для этого всегда находились причины. Режиссеры и гримеры часто идут по пути наименьшего сопротивления, оставляя все на уровне «и так замечательно». В театре тоже свои законы. Чтобы сшить хороший парик, создать отдельный от тебя внешний образ — нужны время, деньги, усилия, а это всегда в дефиците. Немного фанатиков, которым сам творческий поиск в кайф. И когда я встречаю таких людей и они помогают мне — я бесконечно благодарна. Что касается пластики, почему нет? Если это ведет тебя к твоей цели — вперед, и Бог в помощь. Пока лишь принюхиваюсь к этому. Но не зарекаюсь.
— Часто ваши героини — богемные женщины. А важна ли для вас роскошь? Насколько вы прагматичны?
— Я не богемная женщина. Совсем. Для меня не очень важна роскошь, хотя приятно, когда ты можешь ее себе позволить. Пребывать в зоне своего комфорта для меня вполне достаточно. Я не столько люблю красивые вещи сами по себе, сколько те, которые мне нравятся. И если они у меня есть — именно это роскошь. К цене это не имеет прямого отношения. А прагматик я или романтик, затрудняюсь ответить. Раньше была более романтической натурой.
— Что вам ближе: кино или театр? Какая роль любимая?
— Мне любим и понятен театр. Кино — территория вязкая, неопределенная, где я чувствую себя менее уверенно. Тут ты мало что контролируешь, ты лишь малая часть процесса. Одной любимой роли нет. Очень дорожу своей Юлией в сериале «Без свидетелей», моей первой работой с Борисом Хлебниковым.
— Вас сравнивают с Тильдой Суинтон, Алисой Фрейндлих. Не раздражает? А может, вы у них чему-то учитесь?
— Ну, дай бог каждому такие сравнения! Дивные актрисы, глыбы. Нет, не раздражает. Сколько людей, столько мнений. А учиться всегда есть чему. Учусь у всего, что вызывает мое восхищение. И в то же время стараюсь равняться только на себя.
— Есть роль, которую больше всего хотелось бы сыграть?
— Когда-то хотела сыграть Бланш Дюбуа в пьесе «Трамвай «Желание». Сейчас одного, ярко выраженного стремления нет. Мне интересно само путешествие в человека.
— Чем занимаетесь в период самоизоляции?
— Сейчас планы замерли. Но я отношусь к происходящему с благодарностью. Редкая возможность просто быть. Для меня уединение — ценнейший подарок, благословение на рост, размышления... Мне кажется, жизнь сильно устала от людей. Ей надо дать отдохнуть.
И подумать, кем мы хотим в нее вернуться. Советовать не берусь, у каждого своя реальность. Можно постараться сделать ее красивой, наполнить любовью. Хотя бы те квадратные метры, на которых находитесь.
— Кем вы могли бы стать, если не актрисой?
— Мне интересна психология: разбираться в людях, искать ответ на вопрос, почему все так. С этого начинается разбор любого персонажа. И в жизни так же. Ты обязан найти для себя ответы, иначе ничего не поймешь. Просвистишь «мимо хаты с песнями»!
— Что для вас Москва? Какой вы ее видите?
— Не смотря на то что Москва это вся моя история, почти вся моя сознательная жизнь, я, к сожалению, ее очень мало знаю. Она живая! Вот точное ей определение! Она бывает невыносимой и душной, и тогда я убегаю из нее. Она бывает сверкающе любящей и романтичной — и тогда становится праздником. Она женщина, и имеет право быть разной. Давайте дадим ей такую возможность. И не забываем что красота прежде всего во взгляде наблюдателя.
ДОСЬЕ
Наталья Рогожкина — заслуженная артистка России, лауреат премии «Чайка». Родилась в Москве 21 октября 1974 года. Отучилась в Школестудии МХАТ. Играет в Московском Художественном театре, снимается в кино и сериалах.
Могла стать медиком
Родители Натальи мечтали, что их дочь станет врачом, и будущая актриса собиралась последовать их советам. Но в последний момент Наталья изменила свое решение, опасаясь, что не успеет подготовиться к экзаменам, оканчивая школу вдали от родины. «Решила найти университет, где на экзаменах потребуются несколько мои знания, сколько я сама», — говорила потом Наталья. Судьба привела ее в Школу-студию МХАТ..
Любовь всей жизни
Наталья была замужем за Андреем Паниным. Впервые Рогожкина увидела актера, когда ей было 19 Андрей появился в Школе-студии МХАТ для участия в постановке спектакля в качестве ассистента-педагога.
Они с Натальей все чаще пересекались в театре и в студенческих компаниях, а на четвертом курсе девушку поразила игра Панина в спектакле «Смертельный номер». 13-летняя разница в возрасте не стала преградой для их отношений. Влюбленные прожили вместе долгих 18 лет.
Но в марте 2013 года случилась трагедия: артист погиб при невыясненных обстоятельствах. И с тех пор Наталья посвящает себя заботе о сыновьях и работе.
Редко появляется в интернете
Актриса не отличается особой активностью в социальных сетях. В одной из бесед с журналистами Рогожкина даже назвала себя «дремучим человеком» во всем, что касается интернета, отметив, что никогда не читает отзывы о себе. А с 2013 года Наталья почти не дает интервью, однако эффектную актрису все еще можно увидеть на телепрограммах, например на шоу Ивана Урганта..
Длинная, ярко-рыжая
В школе актрису смущал ее цвет волос. «Длинная, ярко-рыжая, конопатая, отличница к тому же — для мальчишек комплект совершенно непривлекательный», — рассказывала Наталья журналистам. А позже она поняла: огненный цвет волос освобождает ее от поиска имиджа. В 2017-м актриса решилась на короткую стрижку. Новая прическа лишь подчеркнула ее элегантность и грацию.
Читайте также: «Я как был в трансе, так и остаюсь»: Найк Борзов — об изоляции, метро и музыке