Фото: Youtube / Всеволод Могучев

«Его действия станут богохульством»: что ждет схиигумена Сергия после лишения сана

Общество

Суд Екатеринбургской епархии лишил сана схиигумена Сергия — духовника Среднеуральского женского монастыря, заявлявшего, что коронавирус является псевдоэпидемией. Священник также подозревается в жестоком обращении с детьми.

«Вечерняя Москва» поговорила со священником Максимом Первозванским, который рассказал, за что церковнослужителя могут лишить сана и как часто применяется такая мера.

— Лишение сана — крайняя мера, не имеющая обратного действия. Это навсегда. Применяется она за грубое, серьезное нарушение, оговоренное в канонах. Если провести аналогию с Гражданским кодексом, то за определенные виды церковных нарушений подразумеваются разные виды наказаний или прещений (от слова «запрещения»). Лишение сана — крайняя степень этих наказаний. Дальше — только отлучение от церкви. Применяется оно крайне редко, только когда нарушение по-настоящему серьезно и человек отказывается исправляться и каяться в содеянном. Кроме того, должны быть нарушены и предыдущие наказания, — рассказал Первозванский.

Несмотря на то, что сана схиигумена лишили, это не говорит о том, что паства в одночасье от него отвернется. Более того, в глазах определенных людей это может сделать Сергия мучеником. По словам Первозванского, церковь это прекрасно понимает, заботясь в первую очередь именно о пастве.

— Конечно, похожие прецеденты уже были, и случай с Сергием не станет последним. Но значительное число людей после такого официального наказания прислушивается к мнению церкви. В православии прихожане понимают, что в случае лишения сана все таинства становятся недействительны. Сергий не может ни совершать литургию, ни отпускать грехи, ни причащать. По сути, если он продолжит этим заниматься, его действия станут кощунством и богохульством. То же самое что пойти в магазин, купить облачение и крест, построить церковь у себя на дачном участке и начать служить. Станет ли человек от этого священником, а таинство — действительным? — добавил священник.

Самосвятство, когда человек совершает таинства, не имея на то права, в истории, по словам священника, встречается периодически. Но и в православной, и в католической церкви очень важен принцип апостольского преемства. То есть человек не может самостоятельно себя ни посвятить, ни разрешить — необходимо иметь каноническое преемство и рукоположение.

— Схиигумен же сам публично заявил, что перестает поминать патриарха Кирилла и выходит из Русской православной церкви. Это его заявление. Несмотря на все призывы и увещевания, он ушел в несознанку, продолжая делать публичные заявления. В этой ситуации он просто никому не оставил выбора, — заметил Первозванский.

На Сергия пытались воздействовать разными путями. Сначала, например, просто запретили публично проповедовать, то есть делать заявления на публику — не в монастыре, но, например, в соцсетях. Он не прислушался.

— Затем его запретили в служении, — продолжает священник. — Чисто административная церковная мера, имеющая обратное действие: как запретили, так и разрешат. Он вновь не прислушался. Потом его вызвали на заседание церковного суда, но он просто не пришел. То есть все предварительные меры воздействия были использованы, но, поскольку Сергий продолжал обвинять всех в грехах и заблуждениях, он, по сути, сам вывел себя из церкви, — добавил Первозванский.

Вероятно, на этом история скандального схиигумена Сергия и закончится. Первозванский объяснил, что священники не имеют возможности «воспроизводить» себе подобных — на это способны только епископы. Так что, скорее всего, круг замкнется в небольшую общину. В ближайшие месяцы и годы от Сергия отвернутся многие, понимая, что это уже не церковь, и в итоге образуется маленькая секта, которая будет существовать, пока жив экс-схиигумен, заключил священник.

Читайте также: Louis Vuitton из-под рясы: тверского протоиерея пристыдили за любовь к люксовой одежде

amp-next-page separator