Фото: @evgenia.markova_ / Официальный аккаунт Евгении Марковой в Instagram

Гендиректор Роскино Евгения Маркова: Россия может давать высокое качество кинопроизводства

Общество

Во вторник, 7 июля, Российская государственная библиотека запускает цикл онлайн-лекций «Кино — это запечатленное время». О том, как оценивают российские картины зарубежные партнеры и для чего нужно было проводить российский онлайн-рынок аудиовизуального контента этим летом, а также и о развитии Роскино корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовала с Евгенией Марковой.

— Евгения Евгеньевна, летом открылся первый российский онлайн-рынок аудиовизуального контента Key Buyers Event.В 2019 же году при вашем участии было организовано одноименное мероприятие в формате очного фестиваля. Чего удалось достичь тогда?

— Тогда мы в первый раз за восемь лет привлекли международных закупщиков кино, сериалов, анимационного контента в нашу страну. До этого формат взаимодействия российских и зарубежных участников строился так, что покупатели знакомились с компаниями индивидуально, не было мероприятия для всей страны, они не могли увидеть весь спектр рынка. Наша задача же была в том, чтобы дать широкоугольный взгляд на ситуацию. Мы познакомили закупщиков контента с разными участниками рынка, не только с продавцами, но и с производителями, и прочее. Это было важно, потому что, как показали опросы, которые мы проводили, многие наши зарубежные гости ехали в Россию с неким опасением. Дело в том, что у них существовал некий ментальный барьер. Наверное, вы помните, был период с китайским продуктом, когда складывалось ощущение, что Китай — это дешево. Но сейчас мы знаем, что Китай — это может быть и очень круто. И когда в голове покупателя ты находишься в нише дешевого, не слишком качественного продукта, то к тебе так относятся. Тогда и продукт продвигать сложнее, и цену выше не поставить. Такой блок практически невозможно сломать. Но по итогам предыдущего форума мы выяснили, что личным приглашением и взаимодействием с людьми на месте барьер преодолевается за три дня. Те же опросы показали, что если многие гости до приезда были напряжены, не очень понимали, куда едут, даже планировали не выходить из отеля вечером, то после мероприятия говорили, что хотят проехать по всей нашей стране вместе с семьей. Их уровень взволнованности по отношению к нам существенно снизился. И гости поняли, что Россия — страна, которая может давать высокое качество кинопроизводства, на мировом уровне. Тогда мы показали им весь спектр производимого: кино, сериалы, анимацию. Обычно закупщики несколько сегментированы — каждый работает в своей нише. Но, когда они видят, что в стране на всех уровнях производится хороший продукт, это, безусловно, повышает доверие. Также мы показали с хорошей доказательной базой рост востребованности российского контента: увеличение кинотеатральных релизов, расширение географии стран, в которые покупают наше кино, большое количество фестивалей, где наши фильмы получают награды. После этого события было заключено много договоренностей с зарубежными партнерами по реализации представленных проектов.

— В этом году мероприятие было организовано буквально за несколько недель. Как это удалось? Почему было важно сделать это так быстро?

— Удалось, прежде всего, благодаря невероятным усилиям команды Роскино. Мы готовили этот форум действительно в кратчайшие сроки. Потом весь мир писал нам отзывы, и всем кажется, что мероприятие сделано за длительный период с большим количеством людей и огромным количеством средств. На самом деле все это подготовила очень небольшая команда с довольно небольшим в мировых масштабах ресурсом. Тут важно отметить и технического подрядчика, который все, что мы придумали, все идеи по платформе быстро и эффективно реализовал. Люди, которые работали над проектом, отнеслись к нему с головой и с душой. Нужно отметить и усилия, произведенные игроками киноиндустрии. Дело в том, что впервые в истории России практически весь рынок данной направленности собран в одном месте — представлены все ключевые производители контента, ключевые дистрибьюторы, производственные компании, копродукционные продюсеры (те, которые работают совместно с зарубежными партнерами). Мы сделали индустриальный гид, который рассказывает о киноиндустрии, сделали копродукционный каталог проектов — то есть не только разработали саму площадку, но и насытили ее огромным количеством информации, которую в кратчайшие сроки запрашивали у игроков рынка, и они очень активно нам ее предоставляли.

Третий, крайне важный элемент успеха, — это поддержка госорганов — Министерства культуры России и Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы. В такое непростое и неоднозначное время поверить, что эта идея возможна, реализуема и может быть успешной, — это определенный риск. Мы благодарны, что в нас поверили и дали возможность российским игрокам быть широчайшим образом представленными на международной арене в новом и актуальном формате.

— Как вы считаете, почему вам доверились?

— Думаю, причиной стало то, что другого выхода и не было. Такого типа продукт преимущественно продается на международных рынках. Был в Берлине Европейский кинорынок, который закончился в феврале. До этого в ноябре в Америке был международный кинорынок. Следующим должен был стать MIPTV, который проходит в Каннах, но его перенесли и позже провели онлайн. Другой там же должен бы пройти в мае, но и его сдвинули. Итого — переговоры были проведены в декабре, потом в феврале, и дальше наступила пауза с очень непредсказуемым результатом. Компании-закупщики и компании-производители фактически потеряли возможность взаимодействия. Они не могут продавать свой продукт, что означает падение выручки, а речь идет о финансировании компаний, выплате зарплат. Люди пытаются в индивидуальном порядке что-то делать, с кем-то связываться, но это не уровень большого рынка, на котором можно привлечь внимание. И мы вместе с индустрией, фактически оценив ситуацию, решили, что подобное онлайн-мероприятие — единственная возможность как-то простимулировать продвижение нашей продукции. Потому что, например, на Каннском кинорынке, который проходил чуть позже тоже онлайн, русские игроки не смогли бы привлечь к себе столь большое внимание — там участвует огромное количество, около ста двадцати, стран, и личных встреч сейчас практически не может быть. Максимум внимания же можно получить на отдельном целенаправленном мероприятии, сконцентрированном только на России — это качественно новая возможность. Мы делали данный проект как экономическую инициативу и как возможность репутационно поддержать игроков, показав, какой качественный контент они производят. Мы рады, что это мероприятие превзошло наши ожидания.

— Как выстраивалась программа — есть основной принцип или все желающие заявлялись?

— Мы не ожидали такого ажиотажа. Когда обсуждали, кто из российских представителей может войти в состав участников, отталкивались от того, что в прошлом году на подобном очном форуме было тридцать российских компаний и пятьдесят участников. Думали, что сжатые сроки в этом году позволят нам собрать полсотни российских компаний и около ста участников, плюс примерно столько же зарубежных закупщиков. Но эти цифры росли у нас на глазах.

Сперва мы ориентировались на дистрибьюторские компании — на продавцов контента. Но поскольку мы были искренне увлечены задачей и хотели максимально качественно и полно представить русскую индустрию за рубежом, то решили включить в программу и документальное кино, которого не было в прошлом году. Затем подумали, что хорошо бы отдельно поговорить о копродукции, где русские продюсеры ищут зарубежных партнеров для совместного производства. Потом поняли, что у нас есть отечественные постпродакшн-компании, которые вышли на высокий уровень и делают спецэффекты мирового качества по реально низкой цене, увидели в этом дополнительную возможность. Состав участников стал расширяться и дошел до ста двадцати с лишним российских компаний. Примерно то же самое было и с зарубежными участниками. К началу форума у нас было около четырехсот зарегистрированных участников, затем буквально за два дня цифра резко увеличилась.

Это говорит о том, что в отношении мероприятия заработало продуктивное сарафанное радио, пользователи рассказывали об удобстве площадки и такого формата взаимодействия.

— Поделитесь вашим мнением, изменится ли экспорт контента в посткоронавирусной реальности? Я имею в виду формат виртуального рынка в этом году, ведь в прошлом он был очным. В дальнейшем параллельно будут существовать обе формы?

— Я глубоко убеждена, что пандемия как меняет смотрение контента, поменяет и формат его продажи. В целом, если смотреть на тренды, длительность международных кинорынков сокращается. Раньше они могли идти по десять дней. Сейчас мы видим, что все международные участники приезжают на начало, за первые три-четыре дня проводят ключевые переговоры и разлетаются. Я абсолютно убеждена, что процесс дальнейшей работы и предпродажной подготовки перейдет в онлайн. Конечно, очные рынки, личные встречи и большие рынки никуда не уйдут, но онлайн дает большую возможность для решения рабочих вопросов до личной встречи.

— Евгения Евгеньевна, вы назначены главой Роскино недавно — в феврале, и вскоре при организации создан индустриальный совет из представителей кинопроизводства и дистрибуции. Для чего нужен этот орган?

— Роскино — не организация, которая существует сама по себе. Она работает для киноиндустрии и для ее игроков. У нас нет задачи сделать что-то единолично, но есть задача взаимодействовать с русскими игроками, видеть их потребности, а работая с зарубежными игроками, видеть те широкие возможности, которые, может быть, на индивидуальном уровне не всегда видны, и реализовывать их. Для того чтобы это делать, нужно опираться на ключевых игроков индустрии — не мы придумали этот механизм, он давно существует в Фонде кино, где есть свой совет экспертов, который принимает решения по ключевым вопросам. Это важный коллаборативный орган, который позволяет корректировать вектор движения, получать информацию от игроков и лучше понимать их потребности, прорабатывать идеи и возможности и превращать их в конкретные решения. Фактически эта история означает, что мы здесь для того, чтобы идти вместе с индустрией, для нее и в том числе быть ее партнером и подсказывать интересные ходы, как это произошло сейчас с форумом.

— Из кого состоит этот индустриальный совет?

— Поскольку мы организация, ориентированная на экспорт, индустриальный совет состоит из тех людей, а они в нашем случае бывают в разных ипостасях, которые формируют экспортную повестку, — это продюсеры и дистрибьюторы кино, сериалов, анимации, которые являются либо лидерами экспорта в своем направлении, либо делают какие-то прорывные проекты. Это лидеры мнений в этом сегменте.

— Какие еще шаги для популяризации нашего контента за рубежом задуманы на ближайшее будущее? Расскажите о планах и перспективах в этом направлении.

— Во-первых, мы будем вырабатывать единую для страны стратегию продвижения отрасли за рубежом. Пока она была разрозненно построена у отдельных участников. Наша задача — аккумулировать интересы индустриальных игроков, государственных представителей и потребности зарубежных партнеров — для чего единая концепция необходима. И разрабатывать ее мы будем вместе, конечно же. Во-вторых, мы будем формировать единый общий бренд для контента нашей страны. Сейчас его нет.

— Если не ошибаюсь, на зарубежных рынках российские производители представлены под брендом Created in Moscow?

— Нет, это не так, и в этом проблема. На зарубежных рынках как только российские производители не представлены: то они идут под брендом Роскино, то недавно шли под брендом Created in Moscow, на другом рынке как Made in Russia… Происходит это потому, что разные рынки финансируют разные госорганы. И выглядим мы непрофессионально в глазах за рубежных игроков. То есть, если французские игроки участвуют в кинорынках, — они UniFrance всегда, а на телевидении — они France Televisions. И так всегда — есть некая последовательность действий. А у нас ее нет. И в этом мы подтверждаем репутацию непонятного для всех игрока, который почему-то существует вот так, хотя в мире подобного нигде нет.

В целом, если речь идет о гипотетических и практических шагах, то мы будем делать все возможное, чтобы упростить себя для зарубежных потребителей, сделать нас наконец-то понятным и надежным партнером для мировых игроков.

ФАКТЫ

■ Фонд кино опубликовал исследование российской киноиндустрии за 2019 год.

Наш рынок кинопроката оказался самым большим в Европе по объему реализованных билетов — в прошлом году в нашей стране в кино сходили около 220 миллионов зрителей.

■ Самым кассовым стал фильм «Холоп» отечественного производства, который обогнал даже картины «Король Лев» и «Мстители: Финал». Что касается представленности нашего аудиовизуального контента за рубежом, то за последние пять лет количество стран, где показывают наши фильмы, выросло в пять раз — с 23 до 120 стран.

■ Зарубежные кассовые сборы выросли в 3,5 раза. Только в прошлом году за границей показывали 94 наших фильма, сборы которых составили около 52,5 миллиона долларов. Самыми кассовыми за рубежом стали фильм «Движение вверх» и мультфильмы «Снежная королева: Зазеркалье» и «Большое путешествие».

КСТАТИ

XIV Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало» стал одним из главных событий не слишком богатого на мероприятия июня. В Юрьевце, где прошли детские годы великого режиссера, в этот раз располагался штаб фестиваля, все остальное было, по моде последнего времени, онлайн. Жюри и зрители могли ознакомиться с работами как маститых режиссеров, так и молодых, малоизвестных широкой публике, авторов. Гран-при были удостоены картины «Теснота» Кантемира Балагова (эта картина получила и приз зрительских симпатий) и «Я не мадам Бовари» (режиссер — китаец Фэн Сяоган). Лучшим режиссером был назван хорват Игорь Бежинович, снявший фильм «Короткая экскурсия». А специальный приз «За выдающийся артистический вклад в российский кинематограф и в художественный мир Тарковского» присужден актрисе Маргарите Тереховой.

Читайте также: Александр Панкратов-Черный: Меня считают комедийным артистом, а в жизни я грустный человек

amp-next-page separator