Автогонщик Тимофей Андрющенко: Сейчас я тот человек, которому задают вопросы
Знаменитый российский автогонщик, мастер спорта Тимофей Андрющенко сейчас ведет проект «PROГероев». Этот онлайн-лагерь для ребят 14–17 лет от центра «Моя карьера». Проект создан специально для активных подростков, которые хотят узнать современные профессии изнутри. Вице-чемпион по ралли рассказал, без каких качеств невозможно стать успешным гонщиком, почему нужно знать матчасть и решать сложные задачи.
— Тимофей, некоторые считают, что проект «PROГероев» — не более чем развлечение для подростков. А как думаете вы?
— Этот проект направлен на профориентацию. И для подростка — это «окошко», возможность узнать что-то новое из области, которая ему интересна. Тем более, мы не просто говорим о гонках, а на примере команды рассказываем о совершенно разных, интересных, увлекательных профессиях в автомобильной сфере. Согласитесь, курс под названием «Основы работы автослесаря» будет не особенно привлекательным для детей. А вот гонки, ралли, герои, адреналин — это тема, которой можно зацепить подростков. В том числе и тех детей, которые не планируют связывать свою жизнь с инженерией или автоделом. В этом плане гоночная команда — мини-модель коллектива, в котором каждый играет свою важную роль. Хочу показать ребятам, что нет непрестижных профессий, что работа руками — это тоже очень круто. Например, если механик не закрутил правильно болт на колесе, может случиться авария, у команды будут убытки, не будет победы. Когда каждый работает четко и слаженно — это путь к победе.
Когда-то у нас в стране рабочие профессии не котировались, все мечтали быть юристами, экономистами и так далее. А сейчас провал: токарей хороших нет, сварщиков нет, автомехаников с золотыми руками не найти. А ведь здорово — уметь решать какие-то сложные задачи руками и головой. Победа, успех гонки зависит от каждого человека, от каждого винтика.
— Почему вы решили принять участие в проекте «PROГероев», в чем ваша миссия?
— Я всю жизнь занимаюсь популяризацией технических видов спорта и культуры на дорогах. Как любой активный гражданин, я заинтересован в том, чтобы у нас было как можно меньше трагедий на дорогах, чтобы повышалась культура вождения. В этом проекте я могу повлиять на конкретных ребят, которые, надеюсь, и сами станут более грамотными, и в своей семье смогут транслировать правильные понятия. Будет здорово, если они станут добросовестными, ответственными водителями. А кто-то из ребят, вполне возможно, станет профессионалом в автоделе. Поэтому я очень много внимания заостряю именно на ответственности, мастерстве. Профессионал — это человек, который в первую очередь умеет брать на себя ответственность и решать проблемы от начала и до конца.
— Где могут пригодиться знания, которые получают участники проекта?
— На проекте я рассказываю ребятам то, что знаю, показывая, что в автомобильной тематике знания универсальны. Это колесо, это двигатель — по-другому не может быть. Это система знаков, условностей, которая помогает всем профессионалам автомобильной сферы говорить на одном языке. Устройство автомобиля, законы физики неизменны. Если ты разбираешься во всем этом, то для тебя не составит труда освоить профессии в этой сфере. К тому же знать матчасть, устройство автомобиля, нужно в принципе каждому.
Участникам проекта я как минимум хочу показать, что автомобильный мир огромный и профессий в нем гораздо больше, чем просто автослесарь и водитель. Каждый может найти что-то по душе. Мы рассказываем про конструкторов, инженеров, дизайнеров. Да, не все могут быть гонщиками, но есть профессии, без которых в гонках невозможен хороший результат. Пилот — лицо команды, но он держит в своих руках труд огромного количества людей.
— Что для вас самое сложное в общении с подростками?
— У меня нет никаких проблем в общении с подростками. Хотя у подростков могут быть проблемы со мной, наверное (смеется). Моему старшему сыну 15 лет, периодически у нас возникают недопонимания, разногласия, но чаще от моего излишнего напора, желания продавить свою линию. Тогда я отступаю. С подростком нужно общаться на равных, воспринимать его как личность, которая имеет право на ошибки и свое мнение, даже если оно мне кажется глупым. Может, я тоже кому-то кажусь глупым. Человека надо воспринимать таким, какой он есть, избегать оценочных высказываний. В проекте с ребятами я чувствую ответственность, перепроверяю себя. Мы не общаемся с детьми, как с механиками в гараже — это неприемлемо. Стараюсь доводить информацию максимально доступно. В каждой сфере есть свой юмор, приколы. Я показываю ребятам мой мир и с радостью вижу, что они в него погружаются, задают вопросы. Им интересно, глаза горят. Поэтому, пожалуй, особых сложностей у меня нет.
— А есть ли у вас лайфхаки, как найти общий язык с ребятами и стать для них наставником, авторитетом?
— Нет у меня таких лайфхаков. Я не искушенный спикер, а просто человек, который любит свое дело. Плюс по профессии мне приходится много общаться с разными людьми. Тут главное — психология, уважение к своему слушателю. Также важна чуткая реакция, отсутствие понтов и ненужного упрямства. Я всегда открыт к диалогу, готов выслушать корректировки, вопросы, даже если они провокационные. Ведь я знаю свое дело досконально. Дети, думаю, убедились в этом.
Я стараюсь показать ребятам, как отличается взгляд обывателя от взгляда профессионала. Мы с детьми постоянно на связи в чатах, там я отвечаю им на вопросы, на которые не успел ответить во время трансляции.
— Онлайн-формат проекта создает для вас какие-то дополнительные трудности?
— Честно, до этого проекта я ни разу не участвовал в каких-либо онлайн-форматах. Ну разве что трансляции были в рамках небольших тренингов. Сначала я скептически отнесся к такому формату работы с подростками. Мне очень хотелось увидеть детей, получить от них обратную связь в отношении того, что я буду им рассказывать. Обычно на своих занятиях я гибко корректирую подачу в зависимости от того, как аудитория воспринимает информацию. Кроме того, не видя детей, не понимая их уровня, было сложно делать видеоролики. Вначале мы определили темы. Но про то же устройство автомобиля, например, можно рассказать с инженерной точки зрения, а можно — на уровне детей пяти лет или на уровне подростков. Как это сделать? Спасибо команде — людям, с которыми мы вместе делали этот проект и составляли сценарии. Коллеги помогали отсекать лишнее, оставляли нужное. Мы моделировали, как это воспримут дети. Сейчас обратная связь показывает: формат угадали.
— Наверняка этот проект вас тоже чему-то научил.
— Естественно! Во-первых, краткости. Когда мы искали лаконичные фразы для описания каких-то сложных процессов, описания устройства чего-то, я очень многое почерпнул: оказывается, можно сказать точнее, короче и понятнее. А еще я получил хороший опыт актерской работы. Когда мы записывали обучающие видео на камеру, я получал обратную связь от режиссера: что нужно изменить, как подать информацию, как гипертрофировать эмоции.
Кроме того, я осознал, что приношу пользу. У меня в юности было очень много вопросов и большое желание учиться. Мне не хватало информации и человека, который бы мне ответил на вопросы. Сейчас я тот человек, которому задают вопросы. Участники проекта «PROГероев» — дети с нелегкой судьбой. Мне интересно им показать, что жизнь многогранна, в ней много хорошего, и есть люди, которые любят свое дело. Мне хотелось бы, чтобы ребята нашли себя.
— Тимофей, вы много раз стояли на пьедестале, праздновали победу в гонках. Раскройте секрет: как замотивировать пилота, чтобы он приехал первым?
— Человек изначально берется за какое-то дело, имея мотивацию. Я никогда себя не заставлял сесть за руль — это моя страсть. Бывает, что у человека есть желание чем-то заниматься, но под воздействием трудностей оно ослабевает и исчезает. Моя цель на гонке — сесть за руль и достичь предела на каждом метре трассы. Все обучение, тренировки и гонки ведут к этому. Чем больше ты тренируешься, тем больше понимаешь, как далек от идеала. Поэтому только работа над собой, постоянный рост и стремление управлять неуправляемым.
— Без каких трех качеств, на ваш взгляд, невозможно стать гонщиком?
— Первое: сила воли, упорство. Второе: умение быстро адаптироваться, учиться, меняться, считывать и анализировать информацию. И третье: умение работать в стрессе. Даже если страшно, нельзя терять самообладание.
Читайте также: В команде важен каждый винтик: участники онлайн-лагеря «PROГерои» пообщались с профессионалами из мира автоспорта