Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

Буксиры использовали как военные корабли

Общество

Водный транспорт — как грузовой, так и пассажирский — зародился в Москве еще в позапрошлом веке. Особенно важную роль он сыграл в период индустриализации и во время Великой Отечественной войны.

История судоходства на Москве-реке началась в 1857 году.

— 29 апреля пароход «Москва» и 4 мая пароход «Николай» отправились с грузом и пассажирами на борту из Москвы в Нижний Новгород и Коломну, — рассказывает историк, преподаватель одного из вузов Николай Колетников.

«Контора сим честь имеет объявить, что 29 сего апреля в 10 часов утра пароход отправится из Москвы в Нижний Новгород, а потому принимаются пассажиры и кладь всякого рода во все места, лежащие по течению рек Москвы и Оки», — гласило объявление в газете «Ведомости Московской городской полиции».

Со второй половины XIX века началось развитие речных перевозок, судостроения и пассажирского флота. Пристани в Москве начали строить в конце XIX — начале XX века. После Октябрьской революции 1917 года частный флот национализировали, и к началу навигации 1918 года в Московско-Окском бассейне было 165 самоходных и 814 несамоходных подведомственных государству судов. Но вскоре большая часть судов пришла в негодность.

Роль водного транспорта колоссально возросла в тридцатые годы прошлого века, во многом из-за развития промышленности. Как рассказал Николай Колетников, в этот период начали строить суда новых типов мощностью от 200 до 320 лошадиных сил.

После ввода в эксплуатацию Канала им. Москвы объем грузовых и пассажирских перевозок резко вырос. Для нового пароходства «канал Москва — Волга» строились пассажирские суда типа «Михаил Калинин» мощностью 700 «лошадей» и буксиры типа «Дубна». В годы Великой Отечественной войны столичный речной флот использовался для эвакуации населения и предприятий в тыл, обратно в Москву везли топливо и продовольствие.

Когда в 1941 году фронт приблизился к Москве, некоторые пароходы переоборудовали в плавучие госпитали. Более того, буксиры в военные годы использовались в качестве боевых кораблей. За время войны из-за бомбежек было потеряно 26 грузопассажирских судов и 40 буксиров.

Сегодня пассажирское судоходство приобрело статус туристического. На теплоходах с удовольствием катаются и гости столицы, и сами москвичи. Однако разработан пилотный проект по созданию маршрутов речного общественного транспорта, который может вернуть судам былой статус.

Читайте также: Начало истории главного храма государства

amp-next-page separator