Пчеловод Олег Почуев на собственной пасеке в Подмосковье / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Пополняем запасы натурального меда

Общество

В последний месяц лета самое время запастись медом. Как его правильно выбрать, у кого лучше покупать и какой самый полезный, корреспондент «Вечерней Москвы» выяснил у пчеловода Олега Почуева.

Пчеловод Олег Почуев в столичный регион приехал из Австралии, где жил достаточно долго. В последние несколько лет обосновался с семьей на «ранчо». Так он окрестил свой участок с пасекой, расположенный в 120 километрах от Москвы и граничащий с полями и лесами. Так что пчелам тут вольготно.

Перед тем как пойти собирать мед, обязательно облачаемся в защитный костюм пасечника, надеваем широкополую шляпу с сеткой на лице. Руки остаются открытыми. Экскурсию Олег начинает с диких пчел. Подходим к дереву и заглядываем в дупло, вооружившись дымарем. Это похожий на кофейник сосуд с подожженным сеном, которое дает дымовую завесу. В дупле, наподобие блинов, лежит несколько округлых сот.

По словам Олега Почуева, дикого меда (его еще называют бортевым) очень мало. Пчелы в одном сотовом «блине» и делают заготовки меда, и выводят личинок — все это легко добывается специальной лопаткой и перемешивается. Вкус такого продукта очень терпкий и не такой сладкий. Дикие пчелы не очень хотят, чтобы у них мед забирали. И хотя дым от дымаря на них действует, но недолго. Так что подобная «охота» — занятие опасное и трудоемкое. И если на ярмарке «мед диких пчел» наливают из огромного бидона — чаще это не то что не дикий, а и не мед вовсе. Вот в Китае научились делать идентичное вещество из фруктовой патоки.

— Произведенный продукт слегка отдает настоящим, в лабораториях в нем даже находят пыльцу, — объясняет пасечник. — Смесь красивая, янтарного цвета, сладкая, но бесполезная.

Ульев у Почуева несколько десятков. Но если дикий мед собирают раз в год, то «прирученные» пчелы дают его больше и не единожды за сезон. Технология проста: в улей погружают специальную рамку с сотами, и пчелы наполняют их медом. Рамки пчеловод обрезает специальным ножом, вставляет в ручную цент рифугу и «гонит» мед — он стекает по трубке в банки. А в магазине продают продукт, подвергнутый тепловой обработке. Значит, уже без целебных свойств.

— Чаще собирают подсолнечниковый мед — на больших цветках много нектара. А вот клубничный или хлопковый — скорее всего, подделка с ароматизаторами, — говорит Олег.

Качественный продукт густой. Если его зачерпнуть ложкой и лить с небольшой высоты — получится горка. Когда у одного продавца сразу двадцать видов лакомства, можно спросить, где у него пасека.

Акациевый мед распространен в Краснодарском крае, липовый — в Чувашии, разнотравьем богата Рязань. У таких «пасечников» одинаковая пластиковая тара, а мед сильно отличается цветом. Не существует, например, ягодного меда, но в него могут добавлять ягоды. Обычный маркетинговый ход.

— Если вы уверены в добросовестности пчеловода, то и мед у него наверняка хорошего качества, — уверен Олег. — Ведь чего проще: поставил перед ульем тазик с растворенным в воде сахаром или положил в улей сахарный леденец — вот и суррогат.

Читайте также: Варенье из картофеля и баклаженье: какие необычные консервы можно приготовить

amp-next-page separator