После восемнадцати лет переговоров шлагбаум открыли. / Фото: PHOTOXPRESS,

ВТО: медовая ловушка или прорыв к новому качеству

Общество
Характерно, что вопрос технически был решен на пике предвыборной кампании. А учитывая спорность для многих экспертов этого шага, членство в ВТО, без сомнения, станет еще одной темой для дискуссий на самом финише борьбы за парламентские мандаты. Дискуссии «за» и «против» этого решения.

Отметим, что длительность переговоров с действительными членами организации во многом смягчили те последствия, которыми критики этого шага пугали россиян: уничтожение сельского хозяйства под напором дешевой импортной продукции, ликвидация отечественного автопрома и гражданского самолетостроения, которые не смогут более укрываться за баррикадой пошлин.

Но, с одной стороны, страна уже сделала ряд уступок, которые предварили ее действия уже в качестве полноправного члена (автосборочные производства, переход на европейскую систему бухгалтерского учета). К тому же многие категории импортных товаров уже вышли на наш внутренний рынок, захватив его часть. И экономика уже адаптировалась к этой данности. С другой — нам удалось выторговать ряд существенных уступок, в первую очередь в плане дополнительных льгот на семилетний переходный период.

В результате в течение первого года после вступления России в ВТО ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет. В течение 7 лет, например, пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1% до 8,2%. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). Другое дело, что таких товаров, к сожалению, немного.

В то же время будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. На этом пункте особенно настаивают американцы. На днях даже сенат напомнил нам об этой стороне взятых в рамках ВТО обязательств. Государство сможет оказывать сельскому хозяйству помощь на сумму не более 9 млрд долл. в год.

Да, конечно, в первую очередь благами от вступления смогут пользоваться наши экспортно ориентированные отрасли — металлургия и химия, которые в теории не должны подвергаться никакой дискриминации. Однако наши главные экспортные товары — углеводороды и оружие — не регулируются правилами ВТО. Считается, что при таком раскладе Россия сможет 2–3 года получать выгоду от своего членства в ВТО, вообще не меняя таможенную политику.

Кроме того, теперь открыт путь в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также к отмене поправки Джексона-Вэника, поскольку по статусу ВТО ни одна страна не может не распространять на третьи страны те условия наибольшего благоприятствования в торговле, которые были предоставлены кому-либо. Между тем именно эта поправка была главным тормозом на пути нашего экспорта, в первую очередь продуктов металлургии, в США.

Понятно, что дополнительный экспорт создает дополнительные рабочие места. Причем не только в отраслях-экспортерах, но и в смежных сферах, включая банковско-финансовую и сферу обслуживания. Но именно производство создает максимальное число рабочих мест. Работающие отрасли реального сектора улучшают условия для дополнительного инвестирования. А это не только привлекает столь недостающие нам иностранные средства, но и тормозит бегство капиталов от нас за границу, как это мы видим в текущем году.

Все ли так безоблачно? Нет, конечно. Уже на первом этапе может серьезно пострадать производство овощей и фруктов. Притом что потребитель способен выиграть при условии, что не будет слабеть рубль. Понятно, что, если упадет целковый, даже снижение пошлин не приведет к падению потребительских цен. Но вся маржа уйдет зарубежным экспортерам. Непросто придется обрабатывающей промышленности. И вот парадокс: беспошлинное технологическое оборудование, IT-технологии сыграют на нашу модернизацию, но одновременно затруднят реализацию ее плодов, а значит — сползание при формировании госбюджета с нефтяной иглы.

Наконец летняя история с «огуречным гриппом» показала, что и в рамках ВТО всегда есть возможность затруднить чужой экспорт под любым надуманным предлогом. Так, безвинно пострадали испанские фермеры, которых обвинили в распространении опасного вируса. А разбор жалобы в комиссии ВТО может тянуться годами. Так что России еще придется познакомиться со многими подводными камнями.

amp-next-page separator