Фото: Владимир Новиков / Вечерняя Москва

Тайны первых тоннелей. Что находили строители столичной подземки

Общество

В среду, 16 декабря, столичный метрополитен строится самыми высокими за всю свою историю темпами. Проходческие щиты уверенно прокладывают новые тоннели. А 85 лет назад столичные недра скрывали множество сюрпризов для первых строителей.

Создание метро в нашем регионе может показаться простым делом: ведь бурить будут не на Крайнем Севере, где на сотни километров ни души, а земля не промерзла насквозь. Однако оказалось, что строители первых станций столкнулись с трудностями, да еще какими!

О том, что находится под землей, на которой стоит столица, было известно мало. С первых пробуренных метров стали попадаться удивительные находки.

— Но сначала попадался в основном мусор ушедших эпох, — рассказывает историк метро Сергей Морозов. — Вот как об этом пишет Павел Лопатин в книге «Метро», изданной в 1937 году: «На пути попались старая махотка для молока из черной глины и узкогорлые пузырьки. Встретилась маленькая чашечка из глины — ее наполняли маслом и клали в гроб покойнику... Старый серебряный светильник. Печные изразцы».

Как пишет Павел Лопатин, попадались строителям и жуткие находки — покойники и склепы.

Дальше — больше. Находили рядом поломанный клинок польской сабли. В начале XVII века ее потерял польский пан в битве с войсками боярина Шуйского. Иногда в недрах находили настоящий клад: от старинных монет и ценных вещей до археологических находок.

— Лопатин писал в своей книге далее: «Кончился плывун, и началась черная глина. А в глине позвонки незнакомого животного, острый, чуть изогнутый зуб вымершей акулы, ствол обуглившегося дерева и груды раковин...», — процитировал Морозов. — За сотни тысячелетий в этих местах, как и по всему миру, скопилось много известняка, который напоминает о том, кто жил здесь сотни, тысячи и миллионы лет назад.

Находки отправлялись в геологический отдел Метростроя, который располагался в Ветошном переулке.

ЦИФРА

24 по счету в мире среди метрополитенов стал запущенный в 1935 году Московский метрополитен.

КСТАТИ

Изначально нынешняя Кольцевая линия называлась «Большим кольцом», так как внутри планировалось построить еще одно — малое, которое проходило бы под Бульварным кольцом.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

Самая короткая линия в столичном метро в прошлом скоро станет частью самой длинной. Каховская линия войдет в состав Большой кольцевой линии.

Читайте также:

amp-next-page separator