Фото: Пелагия Замятина «Вечерняя Москва»

Удаленный формат обучения: кто распробовал, тот оценил

Общество

По итогам прошлого года, по разным оценкам, отечественная ниша онлайн-образования показала рост почти на 30%. Высокий интерес со стороны пользователей был отмечен и во взрослом, и в детском сегменте. Пандемия дала четко понять, что у традиционных парт и аудиторий есть достойная альтернатива. Но воспользоваться этой альтернативой можно лишь при высоком уровне самоорганизации.

Школьники и родители против дистанционки

Опыт дистанционного обучения для многих российских (и не только) семей оказался негативным. Онлайн-обучение потребовало от родителей включенности и готовности помогать ребенку в освоении школьного материала, что многими было воспринято в штыки. Что касается старшеклассников, которые минимально нуждаются в помощи родителей, то в их случае причиной формирования негативного отношения к дистанционному образованию стало отсутствие самоорганизации.

Дополнительным раздражающим фактором оказался низкий уровень организации онлайн-уроков в силу отсутствия у школ подходящих для этого инструментов. Школам просто не удалось с нуля создать качественную обучающую среду. В итоге возвращение школьников к традиционным формам обучения стало важной задачей, а генсек ООН Антониу Гутерриш назвал возвращение учеников в школы мировым приоритетом.

При этом в центре оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО полагают, что онлайн-образование может быть полезным дополнением к основному, если будут проработаны соответствующие методики. Востребованность среди школьников таких цифровых образовательных платформ как Учи.ру, Яндекс.Учебник, Skysmart является прямым доказательством того, что качественный цифровой контент способен помочь в самостоятельном освоении материала.

Палочка-выручалочка для студентов

На онлайн-платформы в период локдауна вынужденно перенесли занятия и вузы. Для студентов из числа иностранцев это стало единственной возможностью продолжить учебный процесс. Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Андрей Рудской отмечает, что его вуз при организации онлайн обучения добился результатов, максимально приближенных по качеству к обычной учебе. И все же онлайн-образование он называет лишь вспомогательным механизмом для получения дополнительных профессиональных знаний. Во время пандемии Политех предоставил свободный доступ к 100+ онлайн-курсам, к которым в итоге присоединилось более 50 тыс. человек.

Иногда вузам проще использовать сторонние платформы, нежели налаживать онлайн-обучение с нуля самостоятельно. Например, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Государственный университет управления, Московский педагогический государственный университет свои дистанционные преобразовательные программы реализуют через Skillbox.

Must have* для бизнес-среды

Образовательные программы и онлайн курсы одновременно дают возможность освоить новую специальность с нуля и повысить квалификацию уже действующим специалистам. Хотя EdTech позволяет компаниям из любого уголка страны обучать своих сотрудников у ведущих экспертов отрасли, в большинстве случаев повышение квалификации — личная инициатива сотрудников. По данным НИУ ВШЭ, лишь 27% курсов повышения квалификации оплачивается работодателями.

Формат онлайн-образования удобен при корпоративном обучении, особенно для компаний с большим числом сотрудников и филиалами по всей стране. Ректор корпоративного университета «Газпром нефти» Илья Дементьев отмечает, что корпоративные университеты не первый год создают собственные онлайн-курсы и активно используют дистанционные технологии, но в 2020 году произошёл массовый переход на дистанционное обучение.

На правах рекламы

*Необходимый, обязательный

amp-next-page separator