Есть ли управа на пьяного Ильича
Практически каждого иностранного туриста в Москве (за 95% я ручаюсь) прежде всего везут смотреть Кремль.
Там в качестве бесплатного бонуса их ведут на площадь Революции, где они могут приобрести ушанку, матрешку и красный флаг. А заодно и сфотографироваться с не очень трезвыми Лениным, Сталиным и Николаем II (с недавнего времени еще и с Пушкиным). Естественно, с их так называемыми двойниками.
«Вы бы поговорили с этими артистами, — говорят мне организаторы с ярмарки, — нельзя же так».
Мои собеседники уверены, что эти «артисты» работают от «кого-то», «кто-то» дал им разрешение, и этот «кто-то» должен иметь отношение к культуре, поскольку театральная деятельность относится именно к ней.
Поэтому и обращаются ко мне. Я навел справки — оказалось, никак деятельность уличных артистов не регламентируется, никто (я имею в виду госструктуры) их профессиональные качества не оценивает и никому они не под отчетны. Я попросил аналитическую группу в Мосгордуме подготовить мне справку, как эта проблема решается в Европе. Оказалось, ничего сложного. В городах с богатой историей практически любой может выступать с номером на улице (двойник — он ведь тоже играет свою роль).
Для этого достаточно обратиться в муниципалитет, в заявлении указать место и время выступлений, а также показать свой номер комиссии из двух-трех человек. При этом артист подписывает договор, согласно которому, кроме прочего, обязуется вести себя прилично (то есть не напиваться, не выкрикивать провокационных призывов, не обнажаться и т. д.).
Артист вносит символическую плату и получает лицензию. Дело, конечно, не в деньгах, а в легализации данной деятельности. Она, безусловно, взаимовыгодна — артисты привлекают и развлекают зрителей, туристов, сами немного зарабатывают.
Я, например, весь Арбат отдал бы Щукинскому училищу как сценическую площадку, пусть играют ребята, Пушкина читают, в конце концов, у памятника поэту с Натальей Николаевной. Кстати, можно и в виде двойников. Почему нет? Влюбом случае, это будет более эстетично, чем полупьяный Ильич на нашей Красной площади.