Небо в алмазах: что такое астрономический туризм
На самой большой в городе астрономической площадке «Парк неба», находящейся на крыше звездного дома, 22 июля расскажут о самых интересных фактах о космосе. Ранее москвичи увидели Луну, подошедшую на максимально близкое расстояние к Земле. Но если Луна и Солнце на столичном небосводе видны, как правило, отчетливо, то со многими другими светилами возникает проблема. И это породило целое туристическое направление.
Собственно, астрономический туризм (далее — АТ) мало чем отличается от любого другого: человек пакует чемоданы и — самостоятельно, с помощью турагентства или положившись на помощь знающего человека, — отправляется в заранее выбранную на карте точку. Разница лишь в том, что самые выгодные с точки зрения астроклимата места никогда не совпадают с привычными цивилизованными туристическими Мекками.
Берегут для своих
Во всем виновата все та же засветка — чем ярче горит огнями тот или иной курорт, тем хуже звездная картинка над головой. Поэтому люди либо выбирают комфортное проживание в отеле, отъезжая на ночь в какие-нибудь необжитые дебри, либо бронируют место в кемпинге или палаточном лагере, разбитом в подходящем месте, либо примыкают к группе таких же фанатов звездного неба, добираясь вместе с ними до нужной точки. Если есть аппаратура (телескоп, фотоаппарат) и желание ее тащить — берут с собой, нет — всегда можно положиться на организаторов и коллег по поездке.
— С нами ездят в основном люди, у которых нет своей аппаратуры, но которым все это интересно, — рассказывает Константин Радченко, основатель астротурклуба «Орион». — Есть те, кто везет свои телескопы из Москвы, есть люди, вооруженные только камерой. Скажем, у человека есть фотоаппарат, но он не умеет им снимать звездное небо. Мы его учим... Есть категория уже опытных астрономов-любителей, которым просто удобно ездить с нами из-за трансфера и налаженного быта. Группы набираем в основном через соцсети.
Многие подходят на тротуарниках — это когда где-нибудь в городе на асфальте ставится телескоп на штативе и все желающие могут в него заглянуть, послушать объяснение и позадавать вопросы. В Москве такое часто проводят на Нахимовском проспекте, на Воробьевых горах, возле мегамоллов на окраинах, хотя, чтобы увидеть более-менее приличное небо, надо отъезжать от столицы километров за 300 минимум. Правда, для нас организация астропоездок — это скорее хобби и поиск единомышленников. Деньги, оставшиеся после оплаты проживания, питания и трансфера, идут в основном на починку и обслуживание оптики…
По словам Константина, коллег у него немного — буквально на пальцах одной руки можно пересчитать:
— Помимо нас на юге России к этому основательно приобщены еще, мне кажется, только три организации. Форматы при этом есть разные. Дело в том, что главное в АТ — это попасть в такие места, где хорошо видно Млечный путь и звезды, а это, как правило, места вдали от цивилизации. Но найти там точку с душем и вай-фаем очень непросто. Сегодня у нас как раз первый день тура, мы приехали группой на хутор Папоротный (это Туапсинский район). Тут у нас есть турбазка небольшая, куда мы едем с людьми, которые хотят комфортный вариант АТ.
Но помимо этого формата многие, в том числе и мы, практикуют и условно дикий туризм — едем куда-то в горы, с палатками, костром, спальниками и аппаратурой. При этом мы тоже проводим астролекции, учим ориентироваться в созвездиях и так далее.
Принимают у себя астротуристов и серьезные астрономические конторы:
— Все российские обсерватории проводят такую туристическую деятельность, — говорит Константин. — Чего не скажешь, например, об украинских. Я как-то пытался наладить контакты с одной, в южном Приэльбрусье, так там руководитель был ни в какую, хотя все работники только за — говорили, нам туристы хоть какую-то копейку приносили бы, а то который год купол ржавеет... А вот российские — особенно крымские, кавказские — все прекрасно заселяют туристов. Дикарем, правда, заехать получится разве что в кисловодскую, остальные работают лишь через организаторов.
Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Астрономического института им. Штернберга, считает такой подход вполне логичным: — Да, обсерватории имеют дела с тургруппами, но, если честно, не очень охотно. Потому что это отвлекает от работы. Конечно, иногда (далеко не всегда) какая-то часть денег от этих наездов обсерваториям перепадает, они организуют обед, жилье на два-три дня. А иногда просто приезжают люди и говорят: «А покажите нам телескоп», — и приходится разрываться между работой и гостями. Поэтому, конечно, организатор таких поездок должен иметь у астрономов определенный авторитет, чтобы они знали, что этот человек проверенный и не притащит к ним пьяную компанию жарить шашлыки или другую публику «из-под забора, но с деньгами».
Но даже с таким подходом подобные «окученные» места становятся все более недоступными:
— Плюс подобных раскрученных точек в неплохой инфраструктуре, — объясняет Константин Радченко. — Минус — в их многолюдности. Взять тот же Архыз, в котором работают аж два крупных организатора. Там уже настолько тесно, что гостиницы, которые расположены в наиболее удобных для астронаблюдений местах, бывает сложно забронировать — «монополисты» заранее забирают их в аренду, и туда уже не сунешься.
Поэтому сейчас, по словам Радченко, ставка делается на места, которые не так сильно раскручены, но ни по качеству неба, ни по красоте достопримечательностей ничем не уступают.
— Люди же не просто приезжают в телескоп поглазеть, им надо где-то погулять, что-то красивое посмотреть, — говорит он. — Поэтому такими местами не делятся направо и налево — берегут для своих.
Без костра — неправильно
Этим летом карта удобных для астронаблюдений мест пополнится еще одной точкой. В 20-х числах августа в Краснодарском крае откроется бесплатный астрокемпинг.
— На нашей 45-й параллели расположены три крупных региональных центра — Краснодар, Ставрополь и Симферополь, плюс Армавир и Новокубанск, то есть налицо близость «цивилизации», — рассказывает Александр Чуцков, председатель экспедиционной комиссии Армавирского отделения Российского географического общества и главный специалист администрации Новокубанского района. — Но при этом оказалось, что 45-я параллель очень хороша для астрономических наблюдений, так как отъехал ты от этой цивилизации — и вот оно, то самое темное небо с крупными южными звездами. В общем, решили мы наполнить эту линию астрономической составляющей. Тем более что и Бахчисарайская обсерватория на ней, и Архызская, и Краснодарская… То есть, побыв у нас в астрокемпинге, люди смогут двинуться куда-нибудь еще.
У нас, кстати, не только звезды. В округе масса археологических и геопамятников: сарматские городища, два соленых озера с целебным илом (когда-то они были лагунами древнего океана Тетис), есть геологические обнажения на берегах Кубани, где люди постоянно находят всякие окаменелости… В общем, есть чем занять народ днем. Ну, и само собой, ночью.
Ночью, помимо всяких небесных интересностей, с которыми астротуристов будут знакомить сотрудники местных обсерваторий и институтов (телескопы привезут оттуда же), планируются мастер-классы по астрофотографии и ориентированию, концертная программа и даже общий костер, что вообще-то наблюдатели не очень приветствуют (засветка).
— Попробуем сделать, чтобы никому не мешать — либо рано вечером, либо уже под утро, — объясняет Чуцков. — Потому что без костра уж как-то совсем неправильно. А так у людей будет возможность посидеть, поговорить на интересные темы, озвучить и обсудить какие-то гипотезы… Ведь цель у нас не просто создать еще одну туристическую точку на карте, но и максимально популяризировать знания о космосе.
А лично мой главный моральный стимул — хоть немножко оторвать людей от рутины, дать им возможность задуматься о вещах глобальных, вернуть те позабытые уже многими ощущения, которые испытывал в детстве каждый, любуясь звездным небом. А звезды у нас тут, в Горькой балке, сумасшедшие, я лучше только в глубоких горах видел, да и астрономы из Краснодарской обсерватории место одобрили.
На первый раз астросбор решено сделать абсолютно бесплатным, впрочем, и в последующие годы по задумке организаторов плата если и будет, то минимальная:
— Размещать людей планируем в палатках. Кто-то, естественно, привезет свои, остальным предоставим, — рассказывает Александр. — У нас отдел молодежной политики располагает приличным палаточным фондом. Плюс, нарисовались тут потенциальные прокатчики глэмпинговых палаток с прозрачным верхом, но доведут ли они это дело до ума к 27 августа, не знаю. Они планировали сдавать их по 500 рублей за штуку.
Выглядит, кстати, прикольно: человек защищен от всего, при этом он может лежать и любоваться звездным небом. Если все получится, будем проводить такие слеты дважды в год или вообще стационарный кемпинг оборудуем. Но для этого нужен, конечно, инвестор. Потому что в таком случае нужно будет заключать договор об аренде земли, обносить ее забором, нанимать постоянно дежурящего врача, охранника и так далее. По идее можно отодвинуть кемпинг под еще более темное небо, но тогда нужно будет либо дорогу прокладывать, либо мутить трансфер с внедорожниками и «Газелями», так как абсолютно черное небо у нас в таких дебрях, куда на обычной машине не доехать.
Царь, бог и Момона
Но не одной звездной эстетикой хорош астротуризм, есть у него и иная миссия:
— Если рассматривать его не как способ заиметь красивые фоточки для «Инстаграма», а как возможность приобщения к чему-то более серьезному, генеральной задачей АТ является, конечно же, популяризация науки, — считает Роман Жучков, астроном, лектор и организатор астротуров компании Sky Expeditions. — Это прекрасное дополнение к школьному курсу астрономии, возможность затронуть тему мироустройства, наглядно показать связь с другими дисциплинами, от физики и до философии и лингвистики. Да и кто не мечтал посмотреть в телескоп! Но просто «посмотреть» — недостаточно, надо понимать, что именно ты там видишь...
Кстати, любители астрономии и астротуристы — это две разные категории. Первые уже заражены «вирусом неба», у них есть какое-то оборудование, они знают места для наблюдений, могут сами организовывать встречи, сидят на спецфорумах. Вторая группа — люди, которым интересно небо и которые готовы знакомиться с ним, в том числе и через приобщения к науке — именно они и наполняют нишу для потенциальных организаторов астротуров.
А еще и тем, и другим могли бы помогать обсерватории и научные центры, уверен Роман:
— Пока в нашем АТ многое еще держится на энтузиазме. У меня есть опыт общения с коллегами из Турции, и я вижу, как активно их относительно молодой по российским меркам университет (основан в 1983 году) сотрудничает в этой сфере с национальной обсерваторией. Проводит ежегодные астрономические фестивали на ее площадке, создает соответствующее инфополе, поддерживает экскурсии...
РЕПЛИКА
Отправляйтесь на охоту за северным сиянием
Илья Уманский, руководитель комитета ассоциации туроператоров России (АТОР) по внутреннему туризму:
— Ну а там, где нет системного подхода, на вахту заступают дилетанты:
— Последние годы создается ощущение, что чуть ли не каждый второй обладатель телескопа, не имеющий постоянного заработка, готов собирать группу, везти ее куда-то и там что-то рассказывать и показывать, — вздыхает Жучков. — Для обывателя, который первый раз увидел телескоп, он все равно царь и бог, но мотивация таких горе-организаторов вполне понятна, а значит, страдает качество услуги. Есть, увы, и примеры более крупных игроков, которые давно организуют астротуры в разные места страны и мира, доводя число участников до 50 и больше.
И если раньше там все было очень интересно, они заботились о каждом клиенте, то после выхода на поток ни о каком индивидуальном подходе речь уже не идет. Качество страдает, потому что стоит задача не научить, а собрать побольше народа. Думаю, что научный туризм — это единственный разумный компромисс между зарабатыванием денег на астрономии и ее популяризацией. Эта ниша не очень широкая, но она единственная достойна уважения в такой ситуации.
К своему стыду, я не очень знаком с темой астротуризма, но могу сказать точно, что эта история не является продуктом крупных федеральных туроператоров (я по крайней мере таких не встречал). Хотя одно из направлений АТ — охота за северным сиянием — очень развито в наших северных регионах, особенно в Мурманской области. На этом построена реально большая туристическая индустрия, активно принимающая путешественников со всего мира, существует серьезная конкуренция среди туроператоров, что, естественно, только на руку клиентам. Хотя в принципе все выглядит довольно просто.
Есть программы, показывающие солнечную активность, есть погодные карты с движением облаков. Людей вечером сажают в автобусы, и они начинают погоню за северным сиянием, выбирая места с самыми большими просветами в небе. И эта азартная составляющая (ведь надо успеть до того момента, как облака сомкнутся) очень привлекает туристов.
Но если северное сияние — это довольно необычная, эксклюзивная история, которая встречается только в ограниченном числе мест планеты, то наблюдение за звездами, по мнению обывателя, доступно всем. Ведь вечером, выйдя на улицу, их может увидеть практически каждый. Не всякий обыватель понимает, что звездное небо в городе и в каком-то богом забытом уголке — это две большие разницы. Но при правильном информировании туристов, при правильной организации, при интересном, наполненном информацией продукте, мне кажется, это направление вполне можно раскрутить.
В конце концов, АТ может стать очень неплохим элементом программы какого-то другого тура, например в рамках поездки в горы, небольших авторских программ или треккинговых поездок. Все эти вещи сейчас очень популярны в интернете, есть масса небольших организаций и ИП, которые набирают подобные группы. Повторюсь, пока еще АТ не является продуктом крупных операторов, но на примере северного сияния, которым занимаются уже достаточно крупные игроки, владеющие и своим автотранспортом, и собственными средствами размещения, становится понятно, что все возможно.
ЗНАТЬ МЕСТА
Неподалеку от Москвы самым излюбленным направлением для астронаблюдений является Рижское. На карте засветки (есть в интернете) можно найти неплохие места за станцией Шаховской и Волоколамском.
Владимирская, Тверская, Тульская и Калужская области тоже пользуются спросом. Из более дальних давно «окучены» астролюбителями Карачаево-Черкесия (Астрофизическая обсерватория РАН), Вардане (Сочи), Бугазская коса (Адлер), Чуйская степь, дельта Волги (Астрахань), Ленские столбы (р. Лена) и др.
ФАКТЫ
По шкале светового загрязнения Джона Бортля 1-му классу (идеально-темное небо) соответствуют места, где Облака Млечного пути в Скорпионе и Стрельце отбрасывают тени на землю. 2-й класс (истинно-темное небо) — галактика М33 видна невооруженным глазом. 3-й класс (деревенское небо) — Млечный путь еще выглядит сложным, небольшая засветка на горизонте. 4-й (деревенско-пригородное небо) — конусы засветки отчетливо видны над населенными пунктами в нескольких направлениях. 5-й (пригородное небо) — источники света видны почти во всех направлениях, облака заметно ярче фона. 6-й — Млечный путь угадывается только в зените. 7-й — фон неба серовато-белого оттенка. 8-й (городское небо) — небо белесое или рыжеватое, без труда читаются заголовки газет. 9-й (центр города) — все небо ярко освещено, даже в зените.