На счету профессора Махмашарифа Мирзоева уже 16 учебников / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

Приехал учиться и остался учить

Общество

Махмашариф Мирзоев, приехавший много лет назад из таджикской глубинки, смог не только стать успешным российским ученым, но и найти способ, как помочь преуспеть другим.

Сейчас Махмашариф Мирзоев — доктор педагогических наук, профессор, который более 25 лет преподает математику и информатику в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ). В активе ученого кандидатская и докторская диссертации, 16 выпущенных учебников, несколько подготовленных аспирантов. И мечта — сделать счастливыми как можно больше людей.

— Я родился и вырос в глухой таджикской деревушке, в большой семье, рассказывает Махмашариф Сайфович. — Работать дома приходилось много, но я за это благодарен судьбе: крестьянский труд развивает выносливость, смекалку, укрепляет тело и позволяет хорошо понять — что почем в этой жизни.

Больше всех остальных предметов Махмашарифу Мирзоеву нравилась математика. В 1981 году, по окончании школы, он поступил на математический факультет филиала Душанбинского госпединститута им. Т.Г. Шевченко, (теперь Бохтарский государственный университет имени Н. Хусрава), закончил его с отличием, получил специальность учителя математики и физики. 4 года работал на кафедре математического анализа в том же вузе. В начале 1990-х поступил в аспирантуру при Московском педагогическом государственном университете имени Ленина (сейчас МПГУ) и 4 года спустя защитил кандидатскую диссертацию.

Научное исследование было посвящено созданию компьютерной системы, позволяющей выявлять уровень математических способностей у студентов. Разработку опробовали на первокурсниках и точность прогноза составила 75%. Анализировался один из самых ярких показателей математических способностей — гибкость мыслительных процессов. Студенту предлагали задачу с пятью вариантами решения. Сначала нужно было выбрать правильные, а потом увидеть единственное, самое рациональное. Результат определял «пригодность» человека для профессии, где математика играет доминирующий роль.

— Ценность системы в том, что она позволяет экономить наш самый главный ресурс — время. Знание своих способностей помогает расходовать жизнь на то, в чем есть шанс преуспеть, — заключает ученый. — Каждый может выбрать для себя любимое дело и стать счастливым.

Разработка с успехом применялась в МПГУ и молодой аспирант вместе с коллегами работал над повышением уровня точности измерений — до 90%.

Поскольку после окончания аспирантуры Махмашариф собирался вернуться домой, то систему начали адаптировать под Курган-Тюбинский государственный пединститут (сейчас Бохтарский государственный университет имени Н. Хусрава).

Но этим планам помешала гражданская война в Таджикистане. Переданные на родину исследования пропали бесследно. Возвращаться было некуда — дома стало не до науки. Развал Союза больно ударил и по России. Московская научная лаборатория, в которой велись разработки, закрылась. Чтобы хоть как-то помочь оставшейся в Таджикистане семье и прожить в Москве, Махмашариф преподавал математику и информатику на кафедре университета и в школе. Бывали дни, когда поесть удавалось только размоченные в кипятке сухари, а тревога за судьбу родных, которых не видел несколько лет, просто сводила сума.

Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

— Пережить это время мне помогли обычные русские ребята, москвичи, — вспоминает профессор Мирзоев. — Мы познакомились на лавочке, у библиотеки имени Ленина. Просто разговорились, потом вместе ходили на тренировки по волейболу, в Большой театр, на выставки. Такая поддержка мне тогда помогла пережить самые трудные дни в моей жизни. Мы дружим до сих пор.

Жизненные испытания заставили молодого человека многое переосмыслить. Но от свей мечты — найти формулу успеха для других людей — он упрямо не отступался даже в тяжелые времена.

— У меня не было возможности продолжить начатые ранее исследования, и я решил «зайти» с другой стороны. В этот раз своим объектом я выбрал не ученика, а учителя. И посвятил докторскую диссертацию проблеме формирования математической культуры учителя информатики, — вспоминает Махмашариф Сайфович.

Работая в московских школах, он заметил, что большинство коллег читают информатику детям шаблонно, просто учат использовать предлагаемые программы. Это не вызывало особого интереса у школьников, хотя предмет — информатика — давно и прочно вошел в жизнь, с каждым днем усиливая свои позиции. Ученый предложил другой путь — объяснять школьникам способы и методы обработки информации на компьютере, чтобы они сами могли создавать новые информационно-технологические продукты.

— Стремительное развитие технологий требует от педагога очень быстрой адаптации к новациям. Но этого мало. Хороший учитель должен все время быть на шаг впереди учеников. А это возможно только, когда ты понимаешь, чем дети интересуются, — уверяет ученый.

Сегодня разработка углубляется и дополняется его аспирантами, учениками.

— Развить в себе математические способности может любой ребенок, даже если нет природных данных, — отмечает Махмашариф Мирзоев. — Это навык, который тренируется.

Но, продолжает тему профессор, многое зависит от личности учителя. Вот тут-то и заключается главная сложность: педагогом, к сожалению, может быть не каждый. Технологии, во всяком случае пока, не могут научить человека стать добрым, мудрым, искренним, справедливым. А без этого — нет учителя.

— Я уверен, что общество неизбежно придет к пониманию того, что учитель — это главная профессия на земле, — замечает профессор Мирзоев. —. Он помогает ребенку определить свое место в жизни, следовательно, стать счастливым. А давно известно, что счастливое общество состоит из счастливых индивидуумов.

amp-next-page separator