Фото: Pexels

Сбой в работе Wildberries: юрист рассказал, что делать при проблемах с доставкой заказа

Общество

Маркетплейс Wildberries столкнулся с крупным сбоем, в результате которого покупатели потеряли доступ к своим заказам. Наблюдались и проблемы с работой приложения. «Вечерняя Москва» разбиралась в ситуации, а также выяснила у юриста, как действовать покупателям, если интернет-магазин не может доставить товар.

Возможные причины сбоя

Первые сообщения об ошибках в работе маркетплейса Wildberries появились утром 14 марта. Согласно данным сайта Downdetector, отслеживающего сбои в работе популярных сайтов, на 09:41 14 марта зафиксировано 8929 жалоб: почти половина пользователей жаловалась на работу приложения, примерно 40 процентов — на проблемы с отслеживанием заказа, 11 процентов — на неполадки в работе сайта. В пресс-службе Wildberries признали наличие сбоев и отметили, что проблема устраняется.

Во вторник, 15 марта, в пресс-службе маркетплейса сообщили, что технические специалисты исправили более 70 процентов всех ошибок и продолжают работать над нормализацией ситуации, а пункты выдачи функционируют в обычном режиме. Было отмечено, что платежная информация и личные данные пользователей не пострадали. При этом сайт Downdetector по-прежнему сообщал об ошибках, однако, по словам представителей Wildberries, их стало меньше в четыре раза.

По мнению экспертов, маркетплейс был атакован вирусом-шифровальщиком: злоумышленники вывели из строя резервные копии платформы, а затем нанесли ущерб остальной инфраструктуре. В подготовке атаки могли принимать участие сотрудники Wildberries.

Как отметил в беседе с изданием «Коммерсантъ» директор центра мониторинга кибербезопасности IZ:SOC «Информзащиты» Иван Мелехин, в Wildberries не пользовались услугами центров мониторинга кибербезопасности, позволяющими своевременно обнаруживать такие атаки. Масштаб инцидента может оказаться серьезным.

— Степень ущерба зависит от способности и скорости восстановления IТ-инфраструктуры и наличия резервных копий. Наш опыт показывает, что очень часто резервные копии удаляют еще до шифрования, — резюмировал специалист.

Что делать при проблемах с доставкой заказа

Юрист Дмитрий Кваша в беседе с «Вечерней Москвой» отметил: если покупатель не имеет возможности получить заказанный на маркетплейсе товар, необходимо подавать претензию. Однако перед этим нужно понять, кто выступает продавцом, подчеркнул специалист.

— Это может быть сам магазин либо маркетплейс как посредник между заказчиком и магазином. Об этом сказано в оферте, на которую соглашался покупатель. Однако ему предоставляется право, если дело дойдет до судебного иска, предъявлять претензию как поставщику, так и магазину. А там уже маркетплейс и магазин будут разбираться между собой, — отметил специалист.

Эксперт подчеркнул, что если магазин не доставил заказ в срок или отказал в доставке, то покупатель может требовать возврата денег. В случае просрочки доставки можно потребовать дополнительную компенсацию, заметил юрист.

Кваша обратил внимание: если магазин обычно предоставляет возможность отслеживания товара, а в какой-то момент эта опция становится недоступной, предъявить претензию не получится.

— Возможность отслеживания предоставляет некий дополнительный сервис. Если товар не получается отследить, то ничего требовать нельзя. А вот если товар не был доставлен в срок и вы уже утратили к нему интерес, то от него уже можно отказаться, — уточнил юрист.

В случае если интернет-магазин не выходит на связь или отказывается возвращать средства, необходимо обращаться в суд, отметил собеседник «ВМ». По его словам, покупатель даже может сразу начать судиться, минуя предъявление претензии самому магазину.

amp-next-page separator