Участница митинга в честь первой «Крымской весны» в Севастополе / Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Бушует Крымская весна

Общество

18 марта, исполняется восемь лет со дня присоединения Республики Крым к России. Как этот день стал символом настоящей свободы, вспоминал обозреватель «Вечерней Москвы».

Позвонила давняя знакомая из Ялты. Спросила, не хотим ли приехать на праздник. Какой, переспросили мы с женой. «Так Крым же наш, — сказала подруга. — Мы здесь сейчас новости смотрим, лбы крестим и повторяем: наш, наш, наш». Мартовские даты, напрочь смытые из памяти большинства сограждан, для крымчан — как «Отче наш».

16 марта прошел референдум о присоединении Крыма к России. При явке около 85 процентов более 96,5 процента проголосовавших высказались за уход из «замайданенной» Украины и присоединение к России. 17 марта была провозглашена независимая Республика Крым, а 18 марта новое гособразование вместе с городом-героем Севастополем подписали договор о вхождении в состав РФ.

Будущий генерал-губернатор Москвы Василий Михайлович Долгоруков присоединял Крым к России дважды. В 1736-м 14-летним солдатом он первым взошел на укрепления Перекопа. Но тогда, при Анне Иоанновне, поход на полуостров, откуда в течение пяти веков на русскую землю неукротимой татарской конницей накатывалась беда, закончился неудачей. При правлении Екатерины II в 1770 году генерал-аншеф Долгоруков вновь стоял у Перекопа и вскоре полностью взял Крым, а в 1783-м территория стала российской официально.

В 2014-м Россия вернула Крым без выстрелов. Переданный некогда по волюнтаризму Хрущева «от одной братской советской республики другой», полуостров никогда не считал себя частью Украины. Ни при Советском Союзе, ни после его распада. Служба безопасности Украины безуспешно боролась здесь с «пророссийским сепаратизмом». Плохо боролась, потому что и в СБУ служили местные уроженцы. А бороться «хорошо», то есть зверствовать — убивать, сажать в тюрьмы, как потом спецслужбисты сделали в Харькове и Одессе, им не позволили сами крымчане.

Праздничные гуляния по случаю присоединения Крыма в Севастополе / Фото: Василий Батанов / РИА Новости

После возвращения с киевского майдана израненных сотрудников симферопольского «Беркута», после того, как в Черкасской области поднявшие головы украинские националисты сожгли автобусы со сторонниками «домайданной» власти, Крым восстал. От кровопролития в схватках с немногочисленными местными и понаехавшими бандеровцами уберегли российские «вежливые люди».

Вооруженные спецназовцы в камуфляже без опознавательных знаков установили контроль над зданием Верховного совета и правительства Автономной Республики Крым. Затем бойцы российских Сил специальных операций корректно и профессионально помогли обеспечить порядок и безопасность при проведении 16 марта 2014 года референдума по вопросу присоединения Крыма к России. На Украине долго кричали: выбор прошел под дулами автоматов. Увы Киеву: штыком взять власть можно, нельзя удержать.

Жители Крыма не стали беженцами. Они пережили все пакости, творимые «зовущей домой» Украиной. Торговую, транспортную и водную блокаду, подрывы линий электропередачи и газопроводов. Жизнь наладилась, Крымский мост построен. Теперь, после начала специальной военной операции России на Украине, и днепровская вода пошла по Северо-Крымскому каналу.

Но не постепенное налаживание хозяйства главное в итогах тех событий, что произошли на полуострове восемь лет назад, в марте 2014 года. Коротко и емко сказала об очередной годовщине со дня исторического выбора жителей полуострова одна из героинь Крымской весны, а ныне замглавы Россотрудничества Наталья Поклонская: «Крымский референдум — это реализация неотъемлемого права на самоопределение в мирном русле. То, что получилось сделать, сохраняя мир и безопасность людей».

СПРАВКА

6 марта 2014 года Верховный совет Крыма обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой включить республику в состав России. 16 марта состоялся референдум: жители Крыма приняли решение о воссоединении. 17 марта Россия признала Крым независимым государством. 18 марта подписан Договор о принятии Крыма в состав России.

Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

РИФМА В ТЕМУ

Ностальгические строки о былом Артема Чубара:

Крым, 93-й год,

Ползем на гору Куш-Кая.

Из Менделавочки* народ,

И как-то к ним прибился я.

Палатки, тросы, рюкзаки

(Начало октября, тепло!),

Звенит набитое в «станки»

Портвейна крымского стекло.

Как встали лагерем, пошли

Вина бутылки по рукам,

И счет в ту ночь мы не вели

Ни поцелуям, ни глоткам.

Неделя миновала влет

Сном, пережитым наяву.

И снова поезд нас везет

Домой, в осеннюю Москву.

Да, после жизнь нас развела,

Чужими стали нам свои...

Но был тот слет и звон стекла

На теплом склоне Куш-Каи!

С тех пор я не бывал в Крыму,

То денег нет, то недосуг.

«Борисыч, приезжай, приму! —

Мне в личку пишет старый друг. —

У нас такая красота,

Словами все не передашь.

Хватай супругу, дочь, кота

И приезжайте: Крым-то наш!»

* Так студенты в шутку называют РХТУ имени Менделеева.

ЭКСПЕРТЫ КОРОТКО О ГЛАВНОМ

Александр Сагайдак, доктор экономических наук:

— Присоединение Крыма к России — однозначно большой плюс. За всю историю Украины, начиная с 1991 года, украинские власти ничего там не построили, пользовались советскими достижениями. А уже после присоединения к России была составлена программа восстановления полуострова, включающая строительство более 800 объектов в девяти отраслях экономики. Если в 2013 году бюджет Крыма составлял 18 миллиардов рублей, то уже к 2018 году он достиг 174,7 миллиарда рублей.

То есть вырос в десять раз! Были построены Крымский мост, новые дороги, возведен новый терминал аэропорта Симферополь, после чего возрос его пассажиропоток. При этом самый главный фактор для местных жителей после воссоединения с Россией — мирное небо над головой и уверенность в завтрашнем дне. Основное население Крыма — русскоязычное, и ему гарантировано право разговаривать на родном языке.

Александр Асафов, политолог, эксперт по Украине:

— Возвращение Крыма во многом обострило те деструктивные, агрессивные планы в отношении России, которые наши «партнеры» вынашивали долгие годы. И присоединение полуострова спасло сотни тысяч жизней крымчан. Сейчас эта проблема уже забылась, но все помнят, что такое «поезда дружбы», «автобусы дружбы», на которых в Крым намеревались ехать те самые нацисты, чтобы совершать преступления против мирных людей. Крым тогда защитился от этой угрозы, но это не значит, что безопасность восторжествовала. Все эти годы и остановка подачи воды, и постоянные попытки террористических актов, и вторжения диверсионных террористических групп и так далее — эти угрозы постоянно нависали. А сейчас, в ходе специальной операции по освобождению Украины, угроза ушла. Ведь в задачи спецоперации входило не только обеспечение безопасности Донбасса, но и защита Крыма.

Леонид Беспалько, член Совета по межнациональным вопросам:

— Основной плюс присоединения Крыма — право двух миллионов человек жить в стране, в которой они хотели. И спецоперация в ДНР и ЛНР необходима: в течение восьми лет вопрос о регулировании дипломатическим путем не решался.

amp-next-page separator