Фото: Pexels

Как игры помогают в обучении специалистов социальной сферы

Общество

Сегодня появляется все больше новых форматов обучения. Один из них — игровое обучение. Руководитель Центра компетенций по развитию и обучению руководителей и повышению личной эффективности Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) Елена Прохорова рассказывает, что такое эдьютейнмент и как с помощью настольных игр повысить уровень знаний и навыков сотрудников социальной сферы.

— Елена, эдьютейнмент — это больше про развлечение или про обучение?

— Эдьютейнмент — это формат учебного процесса, который позволяет обучать слушателей с помощью игры. Пожалуй, это больше про развлечение, но не про легкомыслие. Смысл в том, что обучение становится открытым и неформальным, но не теряет своего качества. Слушатели получают положительные эмоции и яркие впечатления, приобретают новый опыт, сохраняют интерес к учебе.

— Как слушатели воспринимают предложение поиграть?

— Мы всегда объясняем, для чего применяем такой формат. При обучении взрослого важно ответить на вопрос «зачем». Это основное отличие от обучения ребенка. Несмотря на то, что наши слушатели опытные, серьезные люди, сотрудники и руководители социальной сферы, на предложение поиграть они чаще всего реагируют позитивно и быстро погружаются в процесс.

— Насколько эффективно обучение с помощью игры?

— Все зависит от того, какую цель преследует преподаватель. Игры помогают развить командное взаимодействие, стратегическое мышление, навык переговоров, наставничества. Также слушатели могут попрактиковаться, как давать и получать обратную связь. Если мы говорим об игре, то подразумеваем, что речь пойдет в первую очередь о развитии soft skills, «гибких навыков», таких как деловое общение, работа в команде, организация деятельности.

Сложнее применить игры для развития профессиональных навыков, технических компетенций, которые специалист приобретает самостоятельно, нарабатывая опыт. Хотя существуют игры и для hard skills: например, бизнес-игра по управлению проектами «Ферма PROject». Но в целом применять игровой формат можно далеко не всегда. Мы не можем оставить только развлекательную форму обучения.

— Какие игры вы используете?

— Существуют бизнес-игры — например, на тему лидерства. Наши специалисты применяют метафорические карты, с помощью игр погружают слушателей в специфику внедрения изменений, бизнес-планирования, тонкостей обратной связи. Любая игра позволяет сделать выводы про отдельного игрока, увидеть его сильные и слабые стороны, навыки и знания.

Лично я не воспринимаю игру как некий отдельный инструмент. Это часть образовательного процесса. Например, мы проводим командные сессии с использованием Lego Serious Play. Основная цель — стимулировать принятие нестандартных решений и визуализировать их с помощью деталей LEGO. Игр действительно много, наши специалисты всегда готовы помочь с выбором тех, которые лучше всего подходят для решения той или иной задачи.

— В чем вы видите основное преимущество такого формата обучения?

— Могу сказать, что даже наши специалисты анализируют собственную эффективность с помощью игровых сессий. Дело в том, что в игре и в работе мы используем одни и те же поведенческие паттерны. Игры помогают понять, какие шаблонные методы решения рабочих задач мы применяем, что можно изменить, чтобы выйти из привычной рабочей рутины и стать более эффективными.

Под руководством специалиста наши слушатели анализируют свои действия, беседуют с другими участниками, разбирают, какие задания были пройдены успешно, а какие вызвали трудности. В результате они начинают видеть свои зоны развития и понимают, что конкретно можно изменить, чтобы повысить эффективность.

На заметку

Институт дополнительного профобразования (ИДПО) реализует образовательные программы и оказывает консалтинговые услуги для организаций, подведомственных Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы. Полный перечень программ — на сайте института https://soc-education.ru/education/program/.

По всем вопросам пишите на электронный адрес: ipk@mos.ru.

amp-next-page separator