Александр Хмель и воспитанники кадетской школы № 1721 во время подготовки исторической реконструкции ко Дню Победы. / Фото: PHOTOXPRESS

Железа, оставшегося на местах боев, хватит, чтобы отлить памятник каждому погибшему солдату

Общество
С некоторых пор к поиску стали привлекать и подростков старше 14 лет. О специфике работы детского поискового объединения рассказывает директор московской кадетской школы № 1721, командир поискового отряда «Эскадрон» АЛЕКСАНДР ХМЕЛЬ.

Когда образовался ваш отряд?

Отряд существует с 1995 года, но как детское общественное объединение был сформирован в 2007 году. С момента образования входит в Союз поисковых отрядов России (СПО РФ) — взрослым составом.

В каких регионах работаете?

Преимущественно мы работаем на Смоленщине — в Сычевском и Гагаринском районах. У нас сложились довольно хорошие отношения с областным центром военно-патриотического воспитания «Долг», много лет сотрудничаем с руководителем сычевского поискового отряда «Каскад» Алексеем Степановым и его замом Евгением Ермаковым.

Это позволяет упростить организацию и схему нашей деятельности — сейчас «Эскадрон» внесен в реестр поисковых отрядов Смоленской области с разрешением на проведение работ на территории этих двух районов.

Это особенные районы?

Здесь шла серьезная позиционная война, здесь же развивалось начатое в декабре 41-го контрнаступление под Москвой. Сюда откатились на подготовленные позиции немцы, тут в январе–апреле 1942 года силами Калининского и Западного фронтов проводилась Ржевско-Вяземская наступательная операция, в ходе которой, по официальным данным, только безвозвратные потери составили порядка 300 тысяч человек, а общие — 776 тысяч. Здесь же в августе и ноябре–декабре 42-го проводились первая и вторая Ржевско-Сычевские наступательные операции.

Общие потери в первой составили свыше 290 тысяч, и это не окончательная цифра.

Сколько было поднято бойцов за время работы отряда?

До 2007 года, так получилось, мы специальной статистики не вели, не было такой задачи. Но на счету «Эскадрона» с 2007 года около 450 солдат и офицеров Красной армии.

В вашем школьном музее весьма представительная экспозиция...

Это небольшая часть найденного. Очень много передали другим музеям. И сколько еще этого военного железа ржавеет на местах боев! У меня порой складывается ощущение, что если собрать весь этот металл, то его хватит, чтобы каждому погибшему в той войне отлить памятник в полный рост. Не шучу.

Много ли среди школьников желающих поучаствовать в «Вахте памяти»?

Не думаю, что в данном случае работают категории «много» или «мало». В отряде сегодня 25 человек — это я беру только кадетов. Из них систематически ездят человек 15.

При этом в нынешнем году поступило свыше 60 заявок от желающих — детей и родителей. Но взять всех мы, увы, не можем. Численность отряда ограничивают две составляющие — транспорт и материально-техническое обеспечение. И если с материальной базой у нас все в порядке, мы можем обеспечить детей всем необходимым снаряжением и оборудованием, то с доставкой проблема. Мы ведь работаем преимущественно в труднодоступной местности, чтобы добраться туда, нужна специально подготовленная техника, которой отряд в достаточном объеме не располагает.

Из каких средств финансируются эти поездки?

Никакого целевого бюджетного финансирования отряд не получает. Расходы на питание ложатся на плечи родителей.

Снаряжение — палатки, спальники, инструмент и прочее — есть на балансе школы.

Транспорт и горючее обеспечиваем за счет спонсорских средств и личных денег так называемого старшего состава и руководства отряда. У нас в отряде помимо детей есть взрослые сотрудники, которые и берут на себя эту часть обеспечения. Тут надо оговориться, что многие из нашего старшего состава не являются работниками школы, это просто добрые друзья и товарищи. Люди самых разных профессий, энтузиасты, которые, вместо того чтобы ехать на дачу копать грядку под огурцы или жарить шашлыки, выезжают с нами, помогают в работе и обучении детей.

Что же привлекательного для подростков в поисковой работе?

Нужно понимать специфику именно нашего отряда. Поисковая работа — это отнюдь не только лопата, щуп и миноискатель. Работа в поисковом отряде в части, касающейся детей, это целый набор дисциплин. Тут изучение топографии, приобретение навыков работы с картой и ориентирования на местности, основы биологии и анатомии человека, некоторые разделы химии и азы выживания в дикой природе, к примеру, режимы водообеспечения и организации питания, основы первой медицинской помощи, физическая подготовка, изучение военной истории нашей страны, причем в гораздо большем объеме, чем дается в современных учебниках. Это еще и навыки архивной работы: умение работать с документами, привязываться к датам, старым картам, оперативным сводкам того периода.

Но все это не основное. Все дети в отряде четко осознают: любой из них отвечает за всех вместе и за каждого в отдельности. Главное, что они получают, это чувство локтя, умение работать в команде, брать на себя ответственность и принимать решения. Ничего важнее этого в нашей работе уже как педагогов, наверное, не существует.

Читайте также:

Поисковики становятся серьезной силой

Разговорам о патриотизме поисковики предпочитают миноискатель и лопату

 

amp-next-page separator