Один праздник на всех. Город его встретил с размахом и трепетом
На Красной площади прошел парад, посвященный 67-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Парадные «коробки» (а именно так между собой военные называют парадные расчеты) ждали начала. В этом году маршем по брусчатке прошло 14 тысяч участников, что на три тысячи больше, чем в прошлом году. В своем выступлении верховный главнокомандующий Вооруженными силами Владимир Путин призвал анализировать уроки войны. «Россия последовательно проводит политику по укреплению безопасности в мире. И у нас есть великое моральное право — принципиально и настойчиво отстаивать свои позиции, потому что именно наша страна приняла на себя главный удар нацизма, встретила его героическим сопротивлением, прошла через тяжелейшие испытания, определила сам исход той войны, сокрушила врага и принесла освобождение народам всего мира», — сказал он, поздравляя всех граждан России с днем Великой Победы.
РАНЕНИЙ СТОЛЬКО, ЧТО ДО СИХ ПОР В АЭРОПОРТАХ «ЗВЕНЮ»
…Поклонная гора утопает в цветах. От метро к мемориалу идут сотни людей с георгиевскими ленточками, флагами и охапками гвоздик. Ветеранов совсем немного, но вниманием никто не обделен. Жаль, что только раз в году.
— Спасибо, спасибо вам! — доносится со всех сторон. Им тяжело стоять на ногах — возраст, ранения. Улыбаются, немножко виновато (столько внимания!), в мутных васильковых глазах слезы — текут по морщинкам.
— Мне не было и семнадцати лет, когда я ушел на фронт. Освобождал Прагу, дошел до Берлина, — Владимир Михайлович Киселев опирается на трость. — Каждый год мы, бойцы третьей танковой части, собираемся у метро «Тимирязевская» на улице Яблочкова, вспоминаем военные годы.
Малыши-пятилетки в крошечных гимнастерках и пилотках, залихватски заломленных набекрень, идут с родителями по аллее и поют про трех танкистов. К вечному огню возлагают венки — в память о не вернувшихся с фронта. В толпе мелькают ребята из Московского объединенного морского корпуса героев Севастополя. И как будто для них, чтобы помнили, из динамиков гремит стройный хор мужских голосов: «Проща-ай, люби-имый гоород, уходим завтра в море…».
91-летний ветеран войны Аршавир Оганесович Ахвердян родился в Армении, войну закончил младшим лейтенантом.
Сражался в Польше, Австрии, Венгрии, Словакии, освобождал Керчь. Получил медаль за отвагу, а ранений — не счесть.
Ветеран шутит, что до сих пор «звенит, проходя через рамки детекторов в аэропорту». О войне напоминают осколки в коленях, стопах, на руке седьмой десяток лет «живет» немецкая пуля.
ПОКЛОННАЯ СОЕДИНИЛА ЛЮДЕЙ РАЗНЫХ НАЦИЙ И ПОКОЛЕНИЙ
Над толпой был поднят дирижабль с копией знамени, которое 1 мая 1945 год водрузили над Рейхстагом. С каждой минутой народ все прибывал возле двух стендов, куда можно было наклеивать бумажных журавликов с именами близких, участвовавших в войне. Малыш дергал папу за штанину: «Подними меня, я наклею про твоего дедушку!» Русские, грузинские, татарские, даже английские имена… Кто-то помянул Зою Космодемьянскую и немецкого антифашиста Эрнста Тельмана.
Эта же идея — единство разных наций и поколений — звучала и на фестивале «Музыкальный квартал», проходившем возле памятников участникам антигитлеровской коалиции и монумента «В борьбе против фашизма мы были вместе». Песни военных и послевоенных лет звучали в современной аранжировке, а фонд «Связь поколений» — один из организаторов фестиваля — вручал награды детям за рассказы об их бабушках и дедушках-ветеранах.
КАСКА, КОТОРАЯ СПАСЛА ЖИЗНЬ
Парк Горького — знаковое для ветеранов место. Вот уже много лет каждый год, 9 мая, они здесь встречаются с боевыми товарищами, с которыми прошагали по дорожке фронтовой. Вспоминают, как не боялись бомбежки любой, и заражают окружающих оптимизмом. «Вечёрка» отправилась в парк, чтобы подарить ветеранам цветы и узнать, каким они запомнили этот день 67 лет назад.
ВАСИЛИЙ ПЕНКИН, рядовой ПВО:
«Всю войну я прошагал с песней: и чужие пел, и свои сочинял. Победу я встретил в Можайске, где, кстати, сейчас живу. Когда узнал, что все, конец войны, почему-то затянул «Вставай, страна огромная!» — песню, под которую отправлялись на фронт бойцы. После войны, кстати, продолжил выступать, и пел, и плясал…»
АНТОНИНА КОРОБОЕВА, рядовая:
«Когда объявили победу, я стояла на посту. Помню, как закричала подруге: «Надя, победа!» Новость разлетелась моментально. Мы обрадовались, думали, сейчас нас всех домой отпустят… Аж два раза! Демобилизовали меня только в августе! Начинала я войну под Ржевом, была в разных войсках: и противотанковые траншеи рыла, и в коннице Доватора была, и в госпиталях приходилось отлеживаться…»
ИВАН КАЗАНЦЕВ, подполковник, инженер-механик:
«Помню, как однажды залегли мы в районе Приазовских плавней. Там вода, камыши… И тут обстрел. Возле меня взрывается снаряд, я поворачиваю голову и вижу: рядом лежит новенькая каска. Никогда такого не видел — ни до, ни после. Я ее надеваю, и буквально через минуту — чирк! На каске оставляет автограф осколок… Я был неверующим, но потом, уже после победы, в Смоленске, поставил огромную свечку своему Ангелу-Хранителю!»